С самых первых фильмов братьев Люмьер французский кинематограф двигался по направлению к реализму. Но на этой длинной дороге нашлись тропинки, на которых расцвёл фантастический жанр, объединивший в себе фантазию, ужасы, научную фантастику и переплавил их в странные, атмосферные истории, где необъяснимое и сверхъестественное вмешивается в реальность. Так появились волшебные иллюзии Жоржа Мельеса и поэтические фильмы Жана Кокто и Жоржа Франжю. Затем произошло возвращение к Fantastique в 70-е с приходом режиссёров Новой волны. Франжю, режиссёр и основатель Французской синематеки сказал: «Ужасное, нежное и поэтическое – вот что приносит удовольствие». Всё это вполне относится к картине Жана Кокто «Орфей», снятой в 1950 году. Она является второй в трилогии об Орфее. Первая «Кровь поэта» (1932) и «Завещание Орфея» (1960).
Кокто перерабатывает известный греческий миф об Орфее и Эвридике. В качестве фона взята современность – послевоенная Франция. Орфей (Жан Маре) – известный поэт, достаточно известный, чтобы вокруг него крутились охотники за автографами. Здесь же представители зарождающейся новой культуры – рок-н-ролла. Орфей наблюдает, как в кафе начинается ссора, во время которой убивают молодого поэта Жака Сежеста (Эдуар Дермит). Его уносит Принцесса Смерть (Мария Казарес), упросив Орфея следовать за ней.
После короткого пребывания в загробном мире Орфей возвращается, но увидев, что его жена Эвридика (Мари Деа) убита, ему позволено вернуться в загробный мир, чтобы её вернуть. С условием, что он не станет оглядываться и смотреть на неё.
Его сопровождает шофёр Принцессы, Эртебиз (Франсуа Перье), влюблённый в Эвридику. Сама же Смерть любит Орфея. И это чувство, похоже, не без взаимности, поскольку и является, вероятно, главным мотивом в таком опасном предприятии – попрать смерть. Это в каком-то смысле сексуальное противостояние, и Смерти придётся предпринять героические или трагические усилия самопожертвования, чтобы защитить бессмертие Орфея, поэта.
Есть что-то невероятно прекрасное в спецэффектах низкого технического уровня – проекциях сзади, прокручивание плёнки назад, зеркальных поверхностях, которые становятся вертикальными пульсирующими водоёмами. «Зеркала это двери, через которые входит Смерть. Достаточно долго смотри в зеркало, и ты увидишь Смерть за работой».
Этот фильм задаётся вопросом, что могло бы случиться, сумей Орфей вернуть свою любимую домой, и не сработай условие «не оглядывайся назад».
Результат – чистая салонная комедия и абсурд. И всё же есть мгновение ужаса, когда он видит её лицо в боковое зеркало автомобиля. И стихи убитого поэта Сежеста, переданные в этот мир как закодированные записки французскому сопротивлению.
источники — The Guardian, BFI
Читайте, связанные с этой темой, посты:
Вот ни разу не увидела в Орфее Кокто комедии.
КОМЕДИЯ — вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей. Качественно борьба в К. отличается тем, что она:
1. не влечет за собой серьезных, гибельных последствий для борющихся сторон;
2. направлена на «низменные», т. е. обыденные, цели
3. ведется смешными, забавными или нелепыми средствами
конечно, это не комедия в общепринятом понимании, где надо хохотать во всё горло, но её элементы (абсурд и нелепости) на каждом шагу в «Орфее».