Вот что писал сам Франсуа Трюффо о своём фильме «Американская ночь»:
«Американская ночь» — история киносъёмки с того момента, как оператор впервые дотрагивается до камеры, и до самой последней минуты, когда члены съёмочной группы расстаются друг с другом».
Именно так — весь процесс изнутри…
И что самое удивительное, этот взгляд на происходящее внутри и снаружи съёмочной площадки очень добрый и лёгкий. Нет надрыва, драмы, словно история написана одним росчерком пера. И это несмотря на то, что один актёр умирает в результате автокатастрофы. Погоревали и будет. Весь фильм ощущение праздника и желание, чтобы этот праздник продолжался. В фильме «Американская ночь» нет разоблачений. А уж мы-то наслышаны, во что пускаются киношники, чтобы обмануть зрителей. Но есть сцена, где вместо снега задействована пена из пожарных брандспойтов.
Да после смерти актёра пришлось доснять важный эпизод с дублёром и со спины. А так – режиссёр не зверь (рухнул стереотип). Франсуа Трюффо играет сам себя, милого, всё понимающего человека. Даже иногда хочется, чтобы он стукнул по столу кулаком и сказал, кто в доме хозяин. Неужели режиссёр всегда такой тактичный на площадке, где творится чёрт знает что и Вавилонское столпотворение настоящий детский сад в сравнении. А на кого кричать, кому грозить, если актёры паиньки, слушаются режиссёра как отца родного. И лишь однажды ведущая актриса (Жаклин Биссет) закатила истерику, да и то все об этом были предупреждены. Не обошлось без адюльтера, иначе уж совсем бы не поверили в такую историю. Чтобы не дать актёру сбежать, не закончив съёмку, актриса осталась у него в номере на ночь, из жалости и отлично представляя, чем может обернуться для неё этот добрый жест.
Очень интересно было смотреть в фильме Американская ночь
на актёра Жана-Пьера Лео, беседующего с режиссёром. Известно, что он любимый актёр Франсуа Трюффо и стал сниматься у него с ранних лет в фильме «400 ударов». Теперь он абсолютно взрослый, неудачно влюблён в девчонку, которая наставляет ему рога направо и налево. Вместо того чтобы сосредоточиться на роли, он вынужден следить за каждым её шагом и находиться в состоянии постоянного напряжения и подозрений. В фильме в маленькой роли снялся классик Английской литературы Грэм Грин.
Он приехал на отдых в Ниццу, где снимали фильм, зашёл к своему другу Франсуа Трюффо, и ему тут же нашлась роль. Не мог обойтись без приветов своим кумирам и сам Трюффо. В одном из эпизодов ему приносят посылку с книгами, он вскрывает пакет, и на стол вываливаются книги о режиссёрах, которые близки ему по духу или по сердцу. Здесь и Альфред Хичкок, и Роберто Росселини, и Орсон Уэллс (есть даже специальные вставки с фотографиями из фильма «Гражданин Кейн»), и Федерико Феллини, и Ингмар Бергман, и Жан-Люк Годар. Сразу обрисовался круг интересов самого Франсуа Трюффо.
Понятно, что он не задирал носа и не носился со своей славой, а профессионально изучал творчество своих собратьев по цеху. Рассказывая о своей работе над «Американской ночью», он пишет в своей книге «Трюффо о Трюффо»:
«Поскольку «Американская ночь»- это откровенно «драматическая комедия», мы не предпринимали ни одного шага, если он не сулил нового удовольствия мне, актёрам и публике. А о том, чтобы углубляться в дебри творчества, не было даже и речи».
Нам остаётся насладиться этим замечательным процессом.