400 ударов.
Наверное, этот фильм станет для кого-то настоящим открытием, захочется искать и смотреть другие фильмы, созданные в тандеме Трюффо – Жан-Пьер Лео. Уникальное явление в кинематографе: режиссёр берёт на роль в фильме 400 ударов 13 летнего мальчишку и продолжает его снимать в своих фильмах ещё двадцать лет, создав в общей сложности пять картин из жизни героя по имени Антуан Дуанель.
Название фильма «400 ударов» — это что-то наподобие русского идиоматического выражения «тридцать три несчастья». Столько, а то и больше валится на голову бедолаги Антуана. Жизнь подростка в Париже конца 50-х показана сочувственно и откровенно. Столько мест, куда хочется попасть как раз тогда, когда надо идти в ненавистную школу и слушать там учителей с наклонностями надзирателей тюрьмы.
Но мальчишки и здесь находят повод для веселья. Прогулять школу, а потом сказать, что мать напилась и сломала ногу- это самая маленькая ложь в их репертуаре. Антуан озабочен поисками денег на развлечения. Иногда он стащит их из семейной копилки, иногда выпросит у отчима. Но самое верное, это пройти в кино через чёрный ход. Все фокусы Антуан проделывает с другом, одноклассником. Друг – самый верный и надёжный в этом мире человек. Другого нет.
Мать занята только собой и своим любовником. Отец и не отец вовсе, а отчим. Он, правда, относится к Антуану гораздо лучше, чем родная мать. Но время, отпущенное на восстановление доверия сына, безвозвратно потеряно. Он словно инопланетянин в этой чужой семье, где все равнодушны друг к другу, но пытаются что-то требовать друг от друга, призывают к хорошим поступкам и действиям. Антуан выработал свой кодекс отношения с родителями — максимум вранья, сдобренного крошкой правды.
И это шаткое равновесие сохраняется до поры до времени, пока Антуан совсем уж не заврётся и не ляпнет учителю, что мать умерла, поэтому он и прогулял школу. Учитель повержен. У него даже появляются человеческие нотки в голосе. Но мать, цела и невредима, наведывается в школу, и обман раскрыт и наказание неотвратимо. Первый побег из дома и ночёвка в типографии на газетах. Потом друг приглашает поселиться в его странной, если не сказать больше, семье. Семья довольно богата или была таковой совсем недавно. Но мать спивается, а отец просиживает вечерами в клубе с сотоварищами. Никому ни до кого нет дела, поэтому одним жильцом больше, одним меньше, кому какое дело. Мальчишки наслаждаются жизнью — курят отцовские сигары и пьют его вино. И планируют, что стащить и продать. Ну, например, чучело отцовской беговой лошади в полную величину.
Останавливает её размер — слишком велика, слишком заметна. Придумывают дело попроще — проникают в фирму отчима Антуана и, улучив удобный момент, воруют печатную машинку. Помыкавшись по улицам города и не найдя куда её сбыть, они решают вернуть назад злополучную вещь. Тут уж охрана не дремлет. Вызывают отчима Антуана. Всё. Баста. Терпение родителей лопнуло, Антуана сдают в полицию.
Вы просто восхититесь, как легко во Франции отделаться от своего ребёнка. Вы говорите инспектору, что всё перепробовали, что терпение ваше лопнуло и теперь пора государству подумать о вашем чаде. А у вас своих дел полно – у вас работа, любовник (он ведь тоже требует внимания), а ещё надо успеть на автомобильные гонки за городом. Государство полно решимости взяться за перевоспитание Антуана. Вместе с проститутками его сажают в машину наподобие воронка и везут в исправительное учреждение для малолетних преступников. По лицу Антуана текут слёзы, когда он взглядом, полным горя провожает весёлый, залитый огнями Париж.
В учреждении вполне сносно. Чисто. Кормят. Бьют. Время от времени кто-нибудь сбегает на волю. Отсутствует ровно неделю, а потом, под восхищённые взгляды товарищей, возвращается в сопровождении полиции и грозит на полном серьёзе «Развлекался на воле по полной программе. Ещё убегу, вот увидите!».
Воля — как манит она и зовёт. А ведь где-то рядом море, которого никогда не видел в жизни. И проскользнув под сеткой, окружающей футбольное поле, Антуан побежал. Сначала нехотя, как бы разминаясь, как бы проверяя, нет ли кого сзади, а потом как ветер, как настоящий стайер – путь неблизкий. Вот уже виден песок, а потом чайки, первые волны и наконец, прямо в ботинках, не сбавляя скорости, он врезается в воду. Так он и застывает на экране – бегущий по морю мальчик. Бегущий от своего прошлого – в будущее.
Фильм 400 ударов стал сенсацией Каннского фестиваля и получил приз за лучшую режиссуру. Жан–Пьер Лео стал многообещающим открытием. Он не подвёл ни критиков, ни своих поклонников и честно отработал для них в последующих своих ролях.