На слом! \ This Property Is Condemned (1966) – реж. Сидни Поллак

Не знаю, зачем я, в который раз, разорвала себе сердце очередной историей от Теннесси Уильямса. Моя любовь к его несчастным искалеченным персонажам превратилась в какое-то наваждение. Может, это своеобразный побег от действительности в ещё худшую реальность на экране? Да, стоит взять консультацию у моего психоаналитика)

Только-только отогрелась после мучительного воздействия «Сладкоголосой птицы юности» и опять в бездну переживаний. Как же цепко захватывают его герои в безумный водоворот своих страстей! Как долго держатся они в памяти, заставляя думать о них и прикидывать лучшую для долю, сделай они так, скажи они этак. Откуда у драматурга Уильямса такой запас историй об искорёженных человеческих судьбах? Как не страшно ему самому погружаться в их жизни, выпивая их скорбь до дна? Из списка мною просмотренных экранизаций (смотрите его в конце поста «Сладкоголосая птица юности»), пожалуй, «Татуированная роза» стоит особняком, в ней есть даже юмор. «На слом!» живо вызвала ассоциацию с «Трамваем «Желание». Мне показалась схожесть между главными героинями, Алвой Старр и Бланш Дюбуа – обе не от мира сего, живут фантазиями и обе находятся под сильным давлением обстоятельств, финансовых, прежде всего. В случае с Алвой – прямо под железной пятой матери. Действие там и там происходит во времена Великой депрессии. В «Трамвае» — на окраине Нового Орлеана в Луизиане. В фильме «На слом!» — в выдуманном городке Додсон в штате Миссисипи, что не так уж далеко от города-мечты главной героини Алвы (Натали Вуд).

Алва – местная красавица. Хейзел, её мать, сдаёт комнаты в огромном старом доме.

Это и есть то самое строение, предназначенное на слом и вынесенное в заголовок. История рассказана от лица Вилли, младшей сестры Алвы.

Её сыграла впечатляюще Мэри Бэдам. Та самая, что навсегда для меня связана с ролью Глазастика в картине Роберта Маллигана «Убить пересмешника». Вилли развита не по годам, она растёт в семье, где всё нараспашку, её мать производит впечатление женщины, не умеющей отказать мужчинам. Её возлюбленный Джей Джей (Чарльз Бронсон) спит с ней, но глаз положил на её старшую дочь Алву. Его домогательства не секрет ни для кого.

Чарльз Бронсон в этой роли вызвал отвращение, настолько хорошо сыграно его физическое влечение к Алве. Он ловит её повсюду, зажимает в каждом углу, целует против её воли и не теряет надежды отыграться за всё сполна.

Городок жив ещё тем, что здесь проходит железная дорога, есть ремонтное депо, и мужики чем-то занимаются, зарабатывая гроши. И в город является симпатичный незнакомец по имени Оуэн, чтобы закрыть единственное предприятие и всех уволить в никуда.

Оуэна играет Роберт Редфорд, который меня возмутил своим мерзким персонажем в драме «Внутренний мир Дейзи Кловер», и я решила посмотреть его в радикально другой роли. Да, здесь он точно другой.

Оуэн как тот пират, что ездит по городам и приносит чёрные метки людям, которые для кого-то равносильны смерти.

Вся мужская часть населения обожает Алву. Их дом – центр притяжения не только во время шумных вечеринок, где алкоголь льётся рекой, но и в обычные дни он на осадном положении. Мужчины буквально вымаливают свидание с Алвой. Мать поощряет дружбу с состоятельными людьми. Алва для неё объект инвестиций. Все затраты дочь должна возместить сполна после замужества, ведь мать вкалывала, содержа этот дом-развалюху, чтобы только её дочь ни в чём не нуждалась.

И этот пункт мне кажется бесспорным. Её удел – наряды и вечеринки. Спит ли она со всеми подряд? Шлюшка? Не знаю. Такие намёки рассыпаны по всему фильму, и особенно из уст Оуэна, чиновника по ликвидации предприятий. Притяжение между этими двумя бешеное.

Оуэн слишком отличается от тех мужчин, что крутятся вокруг её тела. Он сдержан, не говорит ей комплиментов. На её флирт отвечает решительным молчанием. Одно это вызвало в девушке интерес к незнакомцу.

В Алве бурлит конфликт между действительностью и фантазиями, где она настоящая, предстоит понять Оуэну.

То, как она говорит, как воспринимает природу, с какой открытостью и радостью ждёт добрые слова от людей, очень роднит её с Бланш. В ней столько поэтического отношения к миру. Но как же она мечтает покинуть свой городишко! Новый Орлеан влечёт её, он предел её стремлений. Как у Чеховских сестёр Москва. Как увидеть Париж и умереть. А Оуэн как раз из Нового Орлеана. Но как-то не чувствуется, что он доволен этим городом. Он присматривается к Алве, он почувствовал её поэтическую натуру, её жажду прекрасного. Но та ли эта девушка, не играет ли она свою роль, не заманивает ли его в свои сети, где барахтается уже с десяток таких же, как он, соискателей.

Оуэн почти до конца фильма несёт в себе тайну. Но то, что он честен со всеми, это ясно. От этого не легче, весь город ненавидит его за его страшную работу. Он не прикрывается какими-то сентиментальными фразами, типа, мне жалко этих людей, которых я отправляю прямиком в ад. Он говорит, что это его работа, как любая другая, и он тоже может её лишиться. Однако, его навыки ценятся в управлении, и он получает новое назначение в Чикаго, что можно считать повышением. Этот кусочек фильма, где показана его жизнь с Алвой, такой тёплый, такой романтичный, их любовь так светла, что не хочется верить в страшный финал.

Финал этот уготовила беспощадная мать. В этом жутком твисте истории кто-то встанет на сторону оскорблённой Хейзел, ведь дочь увела у неё любовника.

Но по-другому не могло быть — мать толкала её в лапы пожилого женатого мужчины, хотела отдохнуть и развлечься за счёт продажи дочери. Она не дала ей уехать с Оуэном, наплела ему байку про поездку Алвы в Мемфис с тем стариком. Она дважды нанесла удар по жизни дочери, и второй стал смертельным.

А ведь счастье было так возможно, так близко. Оуэн — подарок судьбы Алве. Она — подарок для него. Я уверена, что в его жизни были неудачные отношения с женщинами, обманы, ложь, недаром он постоянно обвиняет её во лжи, не верит ей. С этой точки зрения её утаивание скоропалительного замужества с любовником матери Джей Джеем действительно означает конец отношениям с Оуэном. Он такое не простит.

Мать это сразу поняла, а потому и явилась, чтобы уничтожить их идиллию. Когда я вижу крохотное уютное жильё Оуэна, это обилие книг, милых вещиц, я понимаю, кто здесь обитает. Это так отличается от того, где выросла и живёт Алва. А только вспомните, как он отнёсся к несчастной Вилли, младшей сестрёнке Алвы! Какие хорошие между ними установились отношения! Как он оберегал этого ребёнка!

Каким он стал бы для неё отцом, братом, другом! Как хорошо они бы зажили втроём! Вот это меня больше всего задело — мать убила стразу троих. А сама? Сама закатилась с очередным любовником в другой город, оставив младшую дочку одну в доме, предназначенном на слом. Что будет с ней? Куда понесёт её, такую же романтическую особу, как Алва? Кому она нужна этом свете? Может, Том для неё подарок судьбы?

 

Обзоры на фильмы режиссёра Сидни Поллака:

Тутси

Три дня Кондора

Пловец

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *