Мэнсфилд Парк \ Mansfield Park (1998) – режиссёр Патрисия Розема

Фильм «Мэнсфилд Парк» режиссёра Патрисии Розема не претендует на преданный пересказ романа Джейн Остен, но для меня он гораздо интереснее книги. Режиссёр взяла много из переписки писательницы, её дневников, и это стало дополнительными красками в портрете главной героини Фанни Прайс. Фильм больше интересуется тем, что дорого Джейн Остен (и Фанни!), что для неё самое важное, а не просто любовной мелодрамой.

Фильм начинается с того, что маленькая девочка шёпотом рассказывает очередную историю на ухо своей младшей сестре, а та слушает её с неподдельным интересом, распахнув глаза. Это маленькая Фанни, она прекрасно сыграна Ханной Тейлор Гордон. Фанни ютится со своей семьёй  в одном из бараков в доке в Портсмуте в полной нищете.

Её мать когда-то совершенно необдуманно выскочила замуж по любви и теперь живёт со своим пьяницей мужем по принципу «с милым и рай в шалаше». Её сестра обдуманно вышла замуж, стала леди Бертрам и хозяйкой огромного поместья Мэнсфилд Парк. Почему-то леди Бертрам находится под постоянным воздействием опийной настойки, совершенно не в курсе, что творится у неё под носом и встряхивается от дрёмы, чтобы только позвать горничную, племянницу или сестру, миссис Норрис. В поместье Мэнсфилд Парк попадает Фанни.

Миссис Норрис решила помочь сестре и избавить её от лишнего рта,  поэтому, без всякого обсуждения, девочку оторвали от семьи. И первые шаги Фанни в новом доме среди абсолютно чужих людей, её неподдельное горе и отчаяние вызывают искреннее сочувствие и симпатию. Семья леди Бертрам состоит из сплошных снобов, и только двоюродный брат Эдмунд почувствовал, как тяжело Фанни и сразу скрасил её жизнь, принеся пачку бумаги, перо и конверты. Оказывается, для неё писать это жизненная необходимость.

История развивается дальше, и вот уже Фанни 20 лет. Теперь её играет очаровательная Френсис О’ Коннор и требуется некоторое время, чтобы привыкнуть к смене актрис, потому что маленькая Фанни уже завладела нашим сердцем. Мы узнаём, что собой представляет семейное гнездо богатого английского лорда, как много родственников пристроено на работе в поместье. Глава семьи, лорд Бертрам, величественный и жёсткий землевладелец. У него две легкомысленные дочери и два сына, старший Том (Джеймс Пьюрфой), творческая личность; и младший сын Эдмунд готовится принять сан священника.

Из Лондона погостить у своих родственников приезжают брат и сестра Кроуфорд. Их цель недвусмысленна – они хотят войти в семью Бертранов на законных основаниях.
На первый взгляд такое количество народу кажется запредельным.  Но если представить, что именно с этими людьми Фанни придётся контактировать всю оставшуюся жизнь и даже стать женой кого-то из этой компании, поскольку у бедной девушки нет никаких шансов отправиться в Лондон или Бат, чтобы познакомиться с новыми лицами, то список станет ничтожным. Все романы Джейн Остен об одном и том же: девушки сидят за рукоделием в ожидании того, кто сделает им предложение.

леди бертрам
То, что режиссёр наделяет Фанни писательским даром (чего нет у героини в книге), попадает в самую точку. Женщины того периода много писали, вели дневники. Но профессиональных писательниц было крайне мало. Миром заправляли мужчины, они получали образование в университетах, да и после у них были условия, чтобы писать. Женщины не имели возможности даже уединиться — Остен, например, писала в общей гостиной, где лаяли собаки, разговаривали гости, и кричали дети.


Когда заплаканной маленькой Фанни кузен Эдмунд приносит письменные принадлежности, и она тут же садится писать подробнейшее письмо сестре Сьюзан, нам уже понятно, кем станет Фанни в дальнейшем. Она станет Джейн Остен и напишет «Гордость и предубеждения» или «Нортенгерское аббатство», или «Разум и Чувства», или «Эмму».

Женщины в 19 веке были товаром до замужества и кукловодами после, проявляя свою власть через мужа, детей и управляя слугами и хозяйством. Романы писательниц викторианской эпохи, таких как Элизабет Гаскелл, Джордж Эллиот и Остен детально раскрывают финансовые и деловые отношения.

Фанни Прайс, как и все героини Остен готовы сказать «нет». Лорд Бертрам объявляет, что Генри Кроуфорд просит руки Фанни, но Фанни любит Эдмунда, который по уши влюблён в Мэри Кроуфорд.

Короткий обмен репликами между дядей и Фанни:

«Ты доверяешь мне?»

«Да».

«А я доверяю ему, поэтому ты выйдешь за него»

Фильм изобилует поразительно драматическими сценами. Одна из них покажется просто шокирующей для сегодняшнего зрителя, но тогда это было в порядке вещей. Я имею в виду сцену в гостиной, где собралась вся семья, чтобы обсудить создавшееся положение, которое грозит испортить репутацию Бертранов. Мэри Кроуфорд цинично излагает своё видение выхода из тупика.


В общем и целом «Мэнсфилд Парк» остроумный, красивый, атмосферный фильм. Невозможно забыть сияющие глаза и улыбку главной героини. Прекрасен Эдмунд в своих заблуждениях, но умеющий честно и открыто признаться в этом. Джонни Ли МиллерМрачные тени«) умеет передать малейшие нюансы и переживания своего героя, в нём ощущается серьёзный театральный актёр. И охотники за богатством, брат и сестра Кроуфорд, сыграны убедительно Алессандро Нивола и Эмбет Дэвидц. Иногда кажется, что Генри по-своему любит Фанни, что она зря не доверяет ему, он так эффектно ухаживает за ней. Его сестра поражает своей холодной расчетливостью, ради денег она готова поменять одного брата на другого.

Конечно, можно упрекнуть создателей фильма «Мэнсфилд Парк»  в неверности каноническому тексту, но я считаю, что режиссёр очень много знает о Джейн Остен такого, чего нет в её книгах, и эти знания так замечательно раскрывают её характер и эпоху.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *