Если вы мечтаете посмотреть костюмную драму эпохи Регентства, то лучше фильма «Этот красавчик Браммел» ничего не придумать, потому что он как раз о законодателе мужской моды в Англии, создателе того самого уникального образа, который у нас всех ассоциируется с мистером Дарси, мистером Рочестером и с лордом Байроном. Байрон как-то заявил: «Есть три великих человека моего времени: я, Наполеон и Браммел. Из нас троих Браммел самый великий»
Как так случилось, что человек незнатного происхождения, коим являлся Джордж Браммел, имел такое неограниченное влияние в высшем свете и научил мужчин одеваться по-мужски, чистить зубы, мыться хотя бы раз в день, что было не таким простым делом в Лондоне, где чистая вода была на вес золота.
Он совсем не признавал духи, которые обильно поливались на грязные тела, не терпел украшений и цепочек, кроме карманных часов и единственного перстня. Он с негодованием отринул парики, не красил губы, не пудрил лицо и не выщипывал брови. Сегодня даже смешно об этом подумать, но высший свет Британии одевался подобно клоунам в цирке.
Браммел вытащил своего друга принца Регента из парчи и тафты и надел на него костюм из чёрного сукна и льняную рубашку, и обязательный вездесущий галстук. Не знаю, благодарит ли Браммела мужская часть человечества, ежедневно надевая на работу костюм из двух, а то и трёх частей, светлую рубашку и повязывая туго галстук, но они должны радоваться, что, по крайней мере, им не надо часами наносить на лицо грим, чтобы выглядеть как все.
Браммел никогда не был как все, он бросил вызов самым сильным мира сего, и они безропотно согласились следовать его советам.
Фильм «Этот красавчик Браммел» снят по книге Иэна Келли, он же написал сценарий, и он же играет в фильме одного из членов маленького клубного сообщества Денди. И книга и фильм великолепны. Нам позволено окунуться в биографию Браммела с головой, в самый её великолепный период, когда он в зените славы проходит по королевским покоям, словно у себя дома.
Будущий король Георг IV, а пока просто Джордж для всех членов клуба, присутствует при утреннем туалете великого лондонского денди. Нам тоже позволено насладиться незабываемым зрелищем спортивного тела Джеймса Пьюрфоя («Мэнсфилд Парк») при росте в 188см. На таком теле прекрасно сидят брюки в обтяжку цвета беж, под брюками нет ничего, что очень удобно, когда джентльмен спешит. Затем следует тончайшая белоснежная рубашка, жилет и галстук, скорее невесомый шарф, который так искусно сидит на шее, что сам по себе является верхом искусства.
Тем, кто читал романы Жоржетт Хейер (здесь можно послушать Сильвестра в исполнении Ричарда Армитиджа), известно, сколько мучений доставлял галстук свои хозяевам, как утро превращалось в кошмар, потому что приходилось портить десятки кусков материи, чтобы добиться нужного эффекта. Не зря такой галстук получил прозвище «математический».
Туалет Браммела занимал не один час, и он так обозначил свой подход к моде:
«Настоящий денди это портрет продуманной небрежности, но без всякого намёка на продуманность».
Слава Браммела целиком и полностью взросла на том, что он воплощал идеи о себе самом в жизнь. Красивый, умный, богатый, он посвятил себя строгой визуальной эстетике, скорее стилю, чем моде, потому что однажды создав своё направление, он неизменно ему следовал.
Для него мужская элегантность выражалась в нейтральных цветах одежды и безукоризненном покрое, которым славились дорогие мужские портные с улицы Savile Row.
Сегодня нам понятно, насколько эротичным выглядел костюм, придуманный Браммелем. Он сам был высокого роста, отличного телосложения, поэтому брюки бледного цвета из тонкой замши облегали его ноги и бёдра, ничего не скрывая и не маскируя. Тёмный однобортный сюртук только подчеркивал его стройную фигуру.
Сюртук был очень искусно скроен, подчёркивая талию и давая иллюзию широких плеч. Такой наряд идеально смотрелся на дизайнере Браммеле, но становился предателем для среднестатистического мужчины, тем более, для разжиревшего принца Регента.
Хладнокровие и выдержка и до него считались обязательными качествами мужчины 18 века, но Браммел и здесь проявил новаторство – он сделал их обязательными на каждый день. Он был скорее остроумным, чем сердечным, компанейским, но без всяких глубоких привязанностей.
В фильме совсем нет эпизодов, посвященных его отношениям с женщинами, кроме одной оргии втроём: Байрон, его сестра и Браммел. В книге Иэн Келли дает отличную панораму его сексуальной жизни: его будничные преследования признанных красавиц и создание ситуаций, в которых девушки выглядели в самом компрометирующем свете. И всё это для него было детской шаловливой игрой. Единственно серьёзным делом для Джорджа Браммела оставалось одно – его одежда и его манеры.
Проигрывая огромные деньги за карточным столом, чтобы не отстать от своих товарищей, он сохранял такую невозмутимость, что такое поведение стало притчей во языцех.
Очарование этого человека очевидно и двести лет спустя. Он не жил, а горел. Наверное, если бы ему сказали, что он будет медленно умирать от сифилиса в приюте во Франции, он не стал бы менять свои половые привычки и пристрастия. Проститутки? Но ведь это самые дорогие проститутки Лондона!
В фильме вы не увидите зловещих следов распада. Но предчувствие краха так и висит на протяжении всего фильма. Он не слушает советов своего преданного слуги Робинсона (Филип Дэвис), умоляющего хозяина не ссориться с принцем и расстаться с лордом Байроном (Мэттью Риз), от которого одни неприятности. Но с Браммелем случилось непредвиденное, он заигрался в собственную игру и возомнил себя равным самому принцу. Остановиться вовремя это не для него: ни за карточным столом, ни в любви, ни в отношениях с коронованной особой. Он забыл, что у принца власть настоящая, а у него фиктивная, выдуманная, сотканная из ничего.
Огромные неоплаченные счета сразу навалились на Браммела как только от него отвернулся принц. Он впервые в жизни не смог оплатить карточный долг, долг чести и бежал тайно во Францию. Зная биографию Браммела, я считаю это наилучшим для него выходом. Только представить себе как у всех на глазах гниёт заживо икона моды. Как человек помешанный на чистоте страдает недержанием. Разве это не насмешка судьбы закончить жизнь именно так?
Но к счастью, эта трагическая сторона жизни самого стильного человека эпохи Регентства (1811-1840) не нашла отражения в фильме «Этот красавчик Браммел». Он предстаёт перед нами лёгкий, бесшабашный и невероятно обаятельный. Именно такого человека Браммел взял бы в свой рафинированный круг денди.