Если вы хоть однажды посмотрели фильм британского режиссёра Салли Поттер, вы станете её преданным фанатом. Поттер не очень продуктивна. Она не поставила перед собой задачу как Вуди Аллен снимать каждый год по фильму. Поэтому её фильмография такая короткая, несмотря на долгую работу в кино. Зато каждая новая работа вызывает искренний интерес, потому что создатель «Урока Танго» и «Орландо» знает, как передать самые тонкие переживания и заставить зрителя почувствовать героев и их историю.
Самый свежий фильм Салли Поттер «Джинджер и Роза» (в российском варианте – «Бомба») рассказывает о взрослении двух девушек подростков на фоне демонстраций против атомной бомбы, поисков смысла жизни, сексуальной революции и протестов против всего сразу.
В фильме «Бомба» показан Лондон 1962 года, где живут две девушки, Джинджер (Элль Фэннинг) и Роза (Элис Энглерт), их водой не разлить, настолько они дружны. В воздухе повис страх перед атомной бомбой, идеи пацифизма приобрели широкую поддержку. И больше всего этим веяниям поддалась Джинджер, особенно чувствительная и вдумчивая, несмотря на свой нежный возраст. Прогуливая школу, девушки приобщались к живописи, поэзии, музыке. Покуривая сигареты, они всеми силами хотели избежать участи своих матерей, погрязших в домашнем рабстве.
Джинджер очень привязана к отцу, Роланду (Аллесандро Нивола). Беспокойное время превратило его в философа, глубоко мыслящего человека, а потом в настоящего повесу, который свои возвышенные идеи и принципы ставит выше своей жены и дочери. Джинджер готова исповедовать его горячие идеи, но на практике они оказываются жестокими и холодными.
Отец Джинджер, Роланд, начинает интрижку с Розой. Для кого-то это табу, но не для него, свободно мыслящего человека. И дружба девушек сразу подвергается тяжёлому испытанию. Выясняется, что девушки слишком разные, чтобы оставаться подругами. Для Розы увлечения Джинджер это пустой звук, она полностью погрузилась в исследование своей сексуальности.
Рассказ ведётся намеренно плавно, драма развивается неспешно, но поглощает без остатка своей эмоциональной честностью и неравнодушием к своим героям. И этот настрой передаётся зрителям, заставляя беспокоиться за судьбу всех персонажей.
«Бомба» не для всякого зрителя, как и все фильмы Салли Поттер. И эта картина не просто о взрослении, а о том, как послевоенный радикализм и социальные бунты нанесли неисправимый вред целому поколению детей, среди которых и сама Поттер.
(Сразу вспоминаются наши 90-ые, которые катком прошлись по всем поколениям сразу).
Поттер — мастер документирования насыщенной внутренней жизни своих персонажей.
Сцены встречи девушек и ребят в дороге наполнены такой ликующей энергетикой, что их трудно забыть. А режиссёр словно помещает нас в свою картину, чтобы мы всей кожей ощутили этот сумасшедший, бьющий через край бег крови. Где-то картина снята скудно и минималистически, но всегда с вдумчивым, испытующим взглядом, который согревает жизнь этих разочарованных людей.
Элль Фэннинг в роли Джинджер настолько по-детски трогательна, что порой вызывает слёзы. Это имя надо запомнить, потому что в кинематограф пришла хорошая актриса, пусть она ещё ребёнок. Несомненно хорош Алессандро Нивола, чей талант до сих пор не нашёл должного воплощения. Вспоминается его интересная роль в экранизации романа Джейн Остен «Мэнсфилд парк». В «Бомбе» он играет отца Джинджер, и он играет сложный, многогранный характер. В роли Розы Элис Энглерт, дочь Джейн Кэмпион, режиссёра фильмов «Пианино» и «Портрет леди». У Элис не такая большая роль, как у Фэннинг, но она с нею справилась достойно и тоже показала, что у неё хорошая актёрская перспектива.
Фильм «Бомба» будет показан в Торонто c 6 — 16 сентября, и хочется надеяться, что эта маленькая кинематографическая жемчужина не потеряется среди фестивалей, а найдёт дорогу к своему зрителю.