Орландо \ Orlando (1993) — режиссёр Салли Поттер

Это абсолютно уникальная во всех смыслах картина. Невероятен сам по себе роман «Орландо» Вирджинии Вулф, на основе которого написан сценарий режиссёром Салли Поттер. Невероятно хорош, просто исключительно великолепен ансамбль актёров, но высоко над всеми парит Тильда Суинтон (не путать с Кейт Бланшетт, хотя иногда они так похожи!) в  роли Орландо.

Невероятно то, что королеву Елизавету I играет феноменальный Квентин Крисп. Изумительную музыку для фильма «Орландо» написала сама режиссёр Салли Поттер  («Урок танго«) в содружестве с Дэвидом Мортоном и Джимми Соммервиллем, а последний не только поёт в фильме «Орландо», но и играет две роли — Певца и Ангела.

И ещё один любопытный штрих – Салли Поттер смогла объединить в своём «Орландо» лучшие киностудии Европы (Россия в том числе!), Арабскую часть картины снимали в Узбекистане.
Эта история охватывает почти четыреста лет, разные эпохи, начиная с 1600 года и заканчивая 2000. Это история человека, молодого человека знатного рода, впечатлительного, романтичного, слишком ранимого для своей жестокой эпохи. Почему им заинтересовалась Судьба, почему она не выпускала его из своих объятий долгие четыреста лет, сохраняя ему молодость, красоту и здоровье, но меняя его пол.
Фильм начинается цитатой из романа об Орландо:

«Нет никаких сомнений в его половой принадлежности. Несмотря на женскую внешность, бывшую предметом вожделения всех мужчин того времени, вкусную еду, гувернанток, нянь-одиночество, изоляция стали его уделом. Он искал не привилегий. Он искал друзей».

Орландо пришёл в этот мир обут, одет и накормлен. Но для его пытливого ума, мятущегося сердца это было не главным. Самым серьёзным для него испытанием станет смерть.

Смерть королевы, которая избрала его своим фаворитом незадолго до ухода из жизни. Она говорит ему в качестве напутствия:

«Не старей, не увядай, не исчезай!»

Словно с этого момента она становится его Судьбой и берёт его под своё вечное покровительство.


После смерти, долгой печали и вопросов к небу, Орландо открывает новую главу своей жизни под названием Любовь. В Лондон приезжают послы из Московии, а с ними русская  красавица Саша. Она свела с ума нашего героя. Он влюбился по уши. Новые чувства нахлынули и затопили разум, где ревность тоже нашла себе место. Но девушка обманула его ожидания. Прождав напрасно долгие часы под мостом с парой лошадей для побега, Орландо вынес для себя первый печальный опыт о предательской сущности всех женщин сразу и погрузился в продолжительный сон, из которого целая свора врачей не могла его вызволить. Но вот пришёл день седьмой, Орландо проснулся и изрёк:

«Я мог бы описать женщин тремя словами, но ни одно из них не стоит произносить».

Наш герой погрузился во вселенскую меланхолию, от которой до поэзии всего коротенький шаг. Поэзия. Орландо начал писать стихи, а для консультаций пригласил настоящего поэта, слишком желчного, нетерпимого, завистливого человека, чтобы поддержать иллюзии Орландо относительно своего таланта.

«Кто в праздности живёт, тот не поэт».

От неудачного поэтического опыта Орландо приходит к королю на поклон с просьбой отправить его послом доброй воли куда-нибудь в Арабский мир. Так начинается новая глава в жизни молодого человека (по-прежнему молодого, хотя прошло уже сто лет!) под названием Политика. Новые знакомства, новые друзья, новый мир, размышления о вечности. Жизнь замерла. Пустыня. Погружение в сон. Просыпается, смотрит на себя нагого в зеркало, а оттуда совсем не он, а она.

И важные для себя слова –

«Тот же человек. Никакой разницы. Только пол поменялся!»

Спустя пятьдесят лет возвращение в старую добрую Англию. Открывается глава Общество. В новом обличье женщины Орландо ищет контактов с новой эпохой и людьми её олицетворяющими — Джонатан Свифт и Александр Поуп.

 

Интересно, что Орландо прибыла в Лондон в 1750 году, а эти люди умерли пятью годами раньше. Но не в этом суть.

И вот в этом обществе, где правят мужчины, Орландо пришлось испить всю чашу горечи до дна. Ей откровенно показали место женщины в Англии 18-го века. Без отца и мужа она никто.

Потрясённая до глубины души, со своим мужским умом и немалым опытом, Орландо бросается вон от фальшивого насквозь общества, пропитанного шовинизмом и презрением к женщине.

Она бежит по зелёным лабиринтам своего огромного имения и это словно бег по лабиринтам времени. Виток, ещё один виток, смена костюма и обессиленная девушка падает на землю. Припав лицом к земле, она страстно шепчет:

«Мать Природа, я твоя невеста, возьми меня!»

Внезапно из тумана и небытия появляется всадник. Он вылетает из седла на землю рядом с Орландо.

Она тут же предлагает себя ему в жёны. Или любовницы.

Начинается глава Секс.

Никакого секса вы здесь не увидите, просто очень красивые тела Тильды Суинтон и Билли Зейна. Орландо счастлива, она просит Шелмердина (довольно оригинальное имя для человека, посланного судьбой) остаться с нею навсегда. Но нет. У него своя миссия в жизни, он искатель приключений и ревностный адепт свободы. А значит, со сменой ветра он просто исчезнет навсегда. Тобаго — вот его следующая остановка. Орландо не останавливает его. Она носит его ребёнка во чреве и её задача пронести его через десятки лет, войны, фронт, рвущиеся снаряды, голод и полный мрак. А это может только женщина. Рождение. Глава последняя. На стол редактора ложится не очень толстая рукопись будущего романа. Словно сама Вирджиния Вулф принесла его в наше время, чтобы мы увидели её детище на экране. Новый или новая Орландо на мотоцикле со своей маленькой дочкой (реальная дочь Тильды Суинтон, Джессика) устремляется в будущее. Судьба отпустила своего питомца, наконец, разрешила жить собственной жизнью.

Посмотреть фильм Орландо онлайн:

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *