Любите ли вы Брамса? \ Goodbye Again (1961) – реж. Анатоль Литвак

С какими сомнениями я садилась за просмотр картины «Любите ли вы Брамса?» Не могла забыть неудачную во всех отношениях экранизацию другого рассказа Франсуазы Саган «Здравствуй, грусть». И скажу, едва переведя дыхание, это жемчужина. «Любите ли вы Брамса?» теперь занимает одну из высших строчек в моем списке самых серьезных фильмов о любви и человеческих отношениях. Да, это серьезный взрослый фильм, где любовный треугольник имеет настолько острые углы, что страшно уколоться и остаться живым. История на экране рассказана живыми многогранными персонажами и достает глубоко. Просто поделюсь с вами впечатлением от изумительной игры главных актёров.

История незамысловатая, но рассказана она хорошо тремя замечательными актёрами Ингрид Бергман (Пола), Ивом Монтаном (Роже) и Энтони Перкинсом (Филип). Думаю, никто другой не смог бы так показать своих персонажей, как это сделали они.

Я сказала «незамысловатая», но герои умудрились её запутать так, что мне хватит размышлений на неделю. Зачем они так усложнили свои отношения? Почему Роже так гадко использует свою подругу Полу? Почему она это терпит? На что надеется? Картина начинается с эпизода, когда Роже в последний миг отменяет встречу с нею ради новой «Мейзи» (каждую новую девицу он называет одним именем, чтоб не путаться), она привычно остается одна в ожидании, когда её кликнут или соизволят посвятить вечер единственно ей.

Девушка Габи, которая помогает ей по дому, давно поняла, что ждет Полу при таком Роже. Сцены с Габи особенно хороши — добрые отношения между хозяйкой и служанкой редкость. А уж такие отношения, при которых работница поучает Полу жизни, просто вызывают восторг. Габи жалеет Полу и открыто говорит ей, что нужно подумать о старости.

Вот вам сцена в самом начале фильма – Роже только что с чувством вины уверял Полу, как много она для него значит и тут же отправляется на охоту за очередной Мейзи, оставляя за порогом надёжную и верную подругу.

Роже обладает неотразимым обаянием, вернее, актер Ив Монтан транслирует свое обаяние через героя, но это этого не легче, если помнить, каким ловеласом слыл этот актер. Здесь он словно играет сам себя и свои бурные отношения с Симоной Синьоре.

Пола – интерьерный дизайнер и в квартире своей клиентки американки Ван дер Беш (Джесси Ройс Лэндис) знакомится с её сыном Филипом.

Так возникает треугольник. Энтони Перкинс к этому времени уже в зените славы, возможно, той славы, который лучше было бы избежать. Я имею в виду триллер Хичкока «Психо». Норман Бейтс. Здесь в его персонаже нет ничего таинственного и зловещего – только юношеское обаяние и энергетика.

Филипа не останавливает возраст Полы, он выбрал ее из сотни других, и будет добиваться её любви, несмотря на препятствия. Он ещё не подозревает, что главным препятствием является Роже. Все её сомнения он гасит разумным вопросом: «Тебе так важно мнение посторонних людей?» Его напор невозможно вынести.

Как только он её ни выслеживает! Он караулит каждый её шаг, она превратилась для него в наваждение. Но, повторюсь, ничего в этом нет зловещего – это не триллер. Не ответить на его ухаживания невозможно. Хорошо показано, как она сопротивляется своему чувству к молодому человеку. А чувство возникло! Чего в нем больше, материнского или любовного, трудно понять. Не знаю, поняла ли границу и сама Пола. Она бросается за помощью к Роже.

Пусть он возьмет её с собой в свою десятидневную командировку, лишь бы подальше от объекта внезапной страсти. Но тот не внял ни её просьбе, ни голосу рассудка. Возможно, даже внутренне благословил её на связь с Филипом. Подумал, что лёгкая интрижка ей не помешает, меньше будет претензий к нему. Они квиты. Да, он сам отправил их в объятия друг друга.

Сцена влюблённых под дождём оставит след в моем сердце надолго.

Десять дней полного счастья с Филипом. Она даже научилась смеяться и стала как игривый ребёнок, заразилась от него молодостью. Ну зачем всё это ломать ради неисправимого гуляки Роже? Какой-то садомазохизм.

Мне нравится, когда Ингрид Бергман играет счастливую женщину.

Несколько раз ловила себя на мысли, как похожа на неё дочь Изабелла Росселинни в фильме «Кузены». Она точно такая же в минуты счастья. Словно у нее перехватывает дыхание, так заполнены все клетки её тела радостью.

Я понимаю, что это не может длиться. Роже – собственник, и он готов нарушить своё правило и жениться на Поле, лишь бы она не принадлежала другому. Сцена в ресторане потрясающе сделана. Две танцующие пары, в одной Роже с Мейзи номер три (очаровательная Мишель Мерсье), в другой – Пола и Филип.

Только что она была переполнена счастьем и вдруг все померкло – неверный Роже, такой тоскующий зов из глубины взгляда. Они прикасаются руками прямо через своих партнёров. Они по-прежнему близки. Да что там, самые близкие люди на земле. Это очень грустная сцена, и она потрясает и одновременно тревожит. В этот момент я понимаю, что последуют радикальные поступки, и будут жертвы. Конечно, в жертву принесена молодость. Филип. Но разве он не предугадывал, как все будет? Разве Пола ему не говорила, что все временно?

Филипа очень жаль. Но более всего жаль доверчивую Полу. Долгожданное замужество, наконец, состоялось. Они связаны священными узами. Роже, наконец, с нею. Дома. Но финал всё возвращает на круги своя. Роже неисправим. Он рядом. Но как же она одинока!

Так же, как в начале истории. Она, как та старуха у разбитого корыта из сказки о золотой рыбки.

Говоря о Филипе, которого мне тоже отчаянно жалко, я не перестаю думать, что и ему будет трудно найти замену Поле. При этом я не очень верю в их счастливый союз останься они вместе. Я просто не верю в долгий союз людей с такой разницей в возрасте.

Мне интересна эта история из 60-х годов прошлого века. Да, свободные отношения уже вовсю практикуются, брак не слишком навязывается, но есть один нюанс. Ещё не стали нормой отношения молодых людей и миссис Робинсон (читайте обзор «Выпускника»), как это сегодня практически узаконено.

Честно говоря, этот пост мне было трудно писать. Фильм замечательный во всех отношениях. Даже музыкальное сопровождение – музыка Брамса (недаром имя композитора вынесено в заголовок вместо оригинального «Снова прощай») и мелодия Жоржа Орика наворачивают слёзы в глазах. Но я слишком сопереживала героям, они стали мне слишком близки, чтобы потом абстрагироваться от них и провести холодный анализ. Эмоции взяли верх.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *