Как замечательно просто рассказана история в картине «Жан де Флоретт» — абсолютно в духе великого француза Марселя Паньоля. Ив Монтан, Жерар Депардье и Даниель Отой рассказали эту историю о человеческой жадности, и она навсегда останется в памяти. Не знаю, есть ли ещё в кинематографе что-то подобное. И если «Жан де Флоретт» разбивает сердце и заставляет плакать от того, что эта проклятая жадность торжествует, то продолжение, «Манон с источника» мстит за временное торжество. Но мщение не приносит радости, потому что сильно запоздало и жалко всех – все упустили шанс получить свой кусочек счастья. Это жестокая история рассказана на изумительном фоне французской провинции с её маленькими деревеньками, холмистыми ландшафтами и крестьянами, чей труд тяжёл и неблагодарен.
На что только не идут люди ради куска земли! Чтобы вырастить на этой земле урожай, нужна драгоценная вода. Ради воды и земли люди плетут интриги и готовы пойти на самые крайние меры.
Сезар и Юголен, дядя и племянник Субераны, решают приобрести участок земли за бесценок, чтобы разводить на нём гвоздики. Предварительно они зацементировали источник, чтобы земля не представляла никакого интереса для покупателей. Этот участок переходит в руки горбуна Жана де Флоретта, горожанина, бывшего сборщика налогов.
Жан все свои познания о земле черпал из книг. Он возмечтал разводить на земле, доставшейся в наследство, кроликов. Субераны наблюдают за его экспериментами. Жена и маленькая дочь, Манон, видят, как надрывается отец, таская воду из дальнего источника.
Юголен претворяется другом Жана, даёт ему заведомо тупиковые советы. Они оба настолько наполнены человеческими слабостями и достоинствами, что трудно болеть за кого-то одного. До определённого момента, когда понимаешь, что жадность Юголена затмила в нём всё хорошее, что пыталось пробиться наружу и ждать от него благородства бесполезно. Если бы не Сезар, хитрый лис, то доброе начало Юголена наверняка победило.
Именно Сезар, на чьей совести уже имелась жертва в битве за землю, подталкивает племянника к самым решительным действиям. Он самый богатый в округе, наследников нет, и только племянник способен приумножить богатство, если на него поднажать.
Сам Юголен никогда бы не додумался до такого изуверского плана. Кроме дикого желания завладеть землёй, Сезар испытывает какую-то особенную ненависть к Жану – здесь и отвращение к калеке, и неприятие его учёности, и просто зависть к его семье. На все эти чувства с лихвой ответит «Манон с источника», где рок-судьба изощрённо посмеётся над Сезаром. Ив Монтан в роли Сезара изумителен — хитёр, изворотлив, каким умным он себе кажется, как ловко он всех обвёл вокруг пальца.
Даниель Отой – прекрасен в своих метаниях. Он, как загнанный в угол заяц, не знает, куда метнуться и чью сторону занять. Он обречён и сам подписал свой приговор – его богатство временно, и он, складывая золотые монетки в тайник, ещё не знает, что они ему не пригодятся.
И, как всегда, великолепен Жерар Депардье в роли Жана, любящий муж и отец, наивный мечтатель, идеалист, книжная душа. Как он верил, что его переезд из города ознаменует новую страницу в жизни и сделает его семью богатой. Мог ли он предполагать, что его крушения жаждет самый родной человек на свете?
История в «Жане де Флоретт» требует полного сочувствия зрителя, она очень жизненная и, несмотря на трагизм, красиво и просто рассказана. Пожалуй, в этом основное достоинство картины – при кажущейся простоте, она берёт за живое и не отпускает с первого до последнего кадра, будто смотришь триллер Хичкока.