Выпускник \ The Graduate (1967) — режиссёр Майк Николс

Фильму  «Выпускник» Майка Николса, снятому в конце 60-х,  до сих есть, что предложить сегодняшним зрителям, кроме ностальгии.

Дастин Хоффман, которому на момент съёмок было уже 30, играет в фильме «Выпускник» Бенджамина Брэддока, только что закончившего университет. Он в полной тоске, опустошён, университетская гонка закончилась, а жизнь ещё не начиналась.

Он приезжает домой к родителям, живущим в роскошном доме с бассейном. Для отца он вечный источник гордости, он выставляет своего сына напоказ перед своими друзьями, устраивая по этому поводу вечеринку. Умирающий от скуки Бенджамин, с натянутой улыбкой перемещается от одного гостя к другому, пока не упирается взглядом в молчаливую приятельницу матери, миссис Робинсон (Энн Бэнкрофт), тоже умирающую от тоски и сексуальной неудовлетворённости,  с вечным бокалом виски в руках.

Она — сплошной вызов его наивному кодексу морали – разве можно заводить интрижку с подругой матери? Но миссис Робинсон умеет свернуть любого с добродетельного, но такого смертельно тоскливого, пути. Обольщение младенца состоялось стремительно. И отныне главным университетом в изучении плотских наслаждений стала скучающая и сильно пьющая миссис Робинсон. Всё так бы и продолжалось, не вернись с учёбы дочь миссис Робинсон. И его родители, и мистер Робинсон так и подталкивали Бенджамина к Элейн (Кэтрин Росс), и после нескольких встреч, он к своему ужасу понял, что влюбился.

 

Фильм никогда не получил бы свой культовый статус, если бы не затронул темы, которые и спустя полвека остаются острыми и волнующими. «Выпускник» — поразительный фильм. Кому не знакомо состояние потери  контроля над собственной жизнью? В начале фильма очень много метафорических образов. Бенджамин словно дрейфует по течению жизни без долгосрочных планов и целей, точно также как он часами лежит  на надувном матраце в бассейне.

Совершенно жуткая другая сцена, когда он выходит к родителям в полном снаряжении для ныряния. Мы смотрим на чужой мир родителей через запотевшую маску Бена в полном отчаянии.

Отец толкает его в воду, даёт указания, руководит, а он просто стоит на дне бассейна без малейшего движения, и только аппарат пускает воздушные пузыри.

В сцене соблазнения удивительно тонко показана разница между наивным невинным Бенджамином и хищной миссис Робинсон, которая наметила жертву и должна получить то, что задумала, любыми средствами. Сколько раз я смотрю этот фильм, но по-прежнему реакция в этой сцене одна – тотальная неловкость.

Удивительно, что Энн Бэнкрофт сумела показать женщину, которая в матери годится Бенджамину будучи практически ровесницей Хоффмана – шесть лет не такая уж большая разница. Но грим и свет сделали своё дело — перед нами опытная женщина, и Бенджамин лишь объект её желания.

Моё отношение к миссис Робинсон менялось несколько раз во время фильма — от неприятия до жалости. Любопытно, как удалось личности самой актрисы прорваться через образ. Миссис Робинсон нигде по фильму не выступала с умными речами, но нет никаких сомнений в том, что она умнейшая личность, что её интеллект выше всех окружающих. И её собственная дочь, и, тем более, инфантильный Бенджамин в подмётки ей не годятся. Ей фатально не повезло в жизни, её пьянство это бегство от однообразия и пустоты. Кому-то очень понравится любовная история Бенджамина и дочери миссис Робинсон, ну и славно. Мне же показалась история самой миссис Робинсон планетарного масштаба, потому что Энн Бэнкрофт умеет играть молчание и паузы. Она заполняет их своим сумасшедшим обаянием.

 

Несомненно, хорош дебютант Дастин Хоффман. Да, дебют поздний, но успешный. Видно, как замечательно взаимодействуют актёры, как чувствуют друг друга.

Музыка тоже очень важная часть картины, песни дуэта Саймона и Гарфанкеля настолько вписались в историю, что невозможно представить другую женщину, кроме героини Энн Бэнкрофт, когда слышишь песню «Миссис Робинсон».

И конечно нельзя не восхититься режиссёром Майком Николсом. В 1966 году он снял фильм «Кто боится Вирджинии Вулф?», ставший его триумфальным дебютом. Ещё вчерашний комедийный актёр, выступавший вместе с Илейн Мэй в комедийных скетчах на Бродвее, входит в кинематографическую элиту, и все звёзды Голливуда почитают за честь сниматься в его фильмах. Вдвойне приятно, когда узнаёшь, что этот выдающийся режиссёр русский по отцу и звали его до американской эмиграции Михаил Игоревич Пешковский. (Лишнее подтверждение тому, что вся слава Голливуда держится на русских!)

Рецензии на фильмы Майка Николса:

Открытки с края бездны

Познание плоти

Ревность

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *