Давным-давно собиралась посмотреть картину «Познание плоти» Майка Николса, которого обожаю со времён «Выпускника». А ведь у него ещё есть «Волк» и «Кто боится Вирджинии Вулф?» Не скажу, что «Познание плоти» пополнит список любимых картин, но это точно интересный и умный взгляд на отношения мужчин и женщин. Причём, с мужской точки зрения.
В момент выхода фильм вызвал грандиозный скандал как непристойный, подрывающий нравственные устои общества. Но общество с тех пор настолько упало, что сегодня «Познание плоти» кажется просто невинным в сравнении с сериалами типа «Версаль» или «Жажда странствий». Но сразу понимаешь, почему тот фильм возвышается над сегодняшними поделками – в нём есть ум и самоирония.
Фильм настолько хорошо написан и снят, так великолепно сыгран, что он понуждает к постоянному самоанализу. И в этом уникальность «Познания плоти».
История рассказана с позиции двух мужчин, она об их сексуальном опыте и о том, к чему привёл их этот опыт, насколько их требования к женщинам претерпели изменения. Они предстают перед нами студентами университета где-то в конце 50-х и затем мы их видим на протяжении 25 лет, когда им за сорок. Джонатан (Джек Николсон) и Сэнди (Арт Гарфанкел) делят общую съёмную квартиру.
Они очень разные, но тема разговоров у них одна – как затащить девушку в постель. Джонатан преуспел в этой сфере, он, как хороший жеребец, не простаивает и набрал опыта, которым щедро делится с Артом, более робким. У них и запросы в отношении женщин разные – Джонатан говорит только об экстерьере – зад, ноги, грудь. Арт не против всего этого, но ему главное, поговорить. Потом. После всего этого. На одной из вечеринок, подвыпив, Арт, подначиваемый Джонатаном, завязывает знакомство с Сьюзан (Кэндис Берген). Они начинают встречаться и, как принято между Джонатаном и Сэнди, приятели делятся всеми нюансами отношений друг с другом. И Джонатан заинтригован. Настолько заинтригован, что плевать он хотел на дружбу, он молниеносно обрушивает все сопротивления Сьюзан и получает от неё то, чего не может добиться Сэнди. Потом и Сэнди вознаграждён. Начинаются мучительные отношения втроём, где Сэнди ни о чём не подозревает. Интересно то, что Сьюзан и Джонатан, похоже, серьёзно влюблены друг в друга. И это не только физическая сторона отношений. Похоже, что в кои веки формула выбора партнёрши дала сбой, и Джонатан подпал под чары самой личности Сьюзан. Предоставив право выбирать Сьюзан между ними двоими, он допустил ошибку всей своей жизни, я просто уверена в этом.
Зря он проявил такое благородство. Сьюзан боролась между двумя чувствами, страстью к Джонатану и жалостью к Сэнди. Победила жалость. Кому она сделала лучше? Последствия фатальны для всех.
А что же Сэнди? Доволен он жизнью с подругой? Он рассказывает всё Джонатану, но уж очень он печален, чтобы его обмануть. Здесь меня удивил такой момент – отчего Джонатан не попытался вернуть Сьюзан? Отчего дал им плыть по реке, обрывающейся резко вниз? Такой опытный, такой мудрый, он в это время по уши погряз в сексе, меняя женщин, как носки (не стала говорить, как перчатки, поскольку очень часто перчатки бывают одни на всю жизнь). На какое-то время Джонатан завязал отношения с одной женщиной, встретил Бобби (Энн-Маргрет), женщину своих параметров.
Казалось, счастье так близко, так возможно. Только не для Джонатана. Опять формула подвела. Их отношения это прямое следствие цинизма свободной любви. Он не готов по-прежнему к серьёзным отношениям, он по-прежнему юн, полон потенции и перед ним огромный выбор женщин.
Но незаметно в его жизнь вползает горечь, и появились первые тревожные звоночки с его сексодрома. У Сэнди тоже новая женщина, Синди. Он давно расстался с Сьюзан, а Синди, лёгкая на подъём, не прочь платить ему той же монетой по мере поступления измен. Сцена обмена подругами венец цинизма, друзья раздают друг другу «комплименты», но это ещё мягко сказано. Два законченных подлеца. И поделом награда.
В конце фильма Джонатан на квартире у проститутки, которая только привычной мантрой способно поднять кое-что у Джонатана. Всё, чем гордился, на что положил лучшие годы своей жизни, рухнуло, упало, скукожилось. Теперь только профессионалы своего дела могут с ним общаться в этой сфере. Вот и остаётся ему одно – хвастать своими прошлыми победами, пожиная результаты своей формулы успеха и прокручивая фото бывших подружек на кинопроекторе. Внезапно там мелькает фото Сьюзан. Джонатан быстро убирает фото. Но Сэнди успел заметить, и непонятно, какие выводы он из этого сделает, вступив в отношения с 17-летней девушкой, почти ребёнком. С девушкой, которая годится ему в дочери и совсем не может разговаривать с ним на одном языке. А значит, опять тупик.
Режиссёр Майк Николс в своей картине «Познание плоти» позволяет нам заглянуть в голову и душу двух образованных, белых, среднего буржуазного класса мужчин, чтобы дать нам возможность выведать их самые интимные секреты. Эти секреты в полной мере касаются их безрадостных отношений с женщинами. Фильм очень честный и неудобный психологически. Взрослый фильм. В общем, советую.
P.S. Об актёрах. Почему в конце? Просто история, которую показали, настолько кажется реальной, что рука не поднимается писать «игра». Джонатан. Джек Николсон прекрасен. Он ещё не набрал всего своего веса, которым давит в последующих картинах. Но почему-то кажется, что это и его личная история. Кроме, конечно, посещения проститутки. Думается, что он в свои 80 всё ещё зажимает кого-то в уголке по старой памяти. Он блестяще передаёт эмоции Джонатана — сначала бравада, этакая снисходительность к мелким победам Сэнди, а потом откровенная горечь. Но в нём уже появился и Волк, и Роберт Дюпи из «Пяти лёгких пьес»,
Сэнди. Его играет тот самый восхитительно прекрасный Арт Гарфанкел («Нетерпение чувств») из дуэта Саймон и Гарфанкел. Арт ничуть не уступает в таланте Николсону. Просто его персонаж совсем другой, он робкий, в нём чуть больше совести, сомнений, и он управляем Джонатаном, что печально.
Сьюзан, героиня Кэндис Берген — тонкая натура, девушка с идеалами. Пока на её пути не попадается такое животное, как Джонатан. Оказывается, это ничуть не мешает её идеалам. Но вот чувство жалости заводит её не туда.
Бобби. Меня восхитила шведская актриса Энн-Маргрет. Как она показала свою Бобби в минуты отчаяния, депрессии, полной зависимости от мужчины, его прихотей. И сцены с ней очень болезненные.
Могу представить ярость феминисток от такого фильма и особенно теперь.
Печальный фильм, тоскливый даже. Мне кажется, там ни для кого не было хорошего варианта. Вечная погоня за мифическими удовольствиями, которые всё быстрее и быстрее разочаровывают. Такое ощущение что они ещё до 30-ти здорово «устали» жить.
Бобби — лучшая роль там. Читала, что актрису долго подбирали, всё не то было, пока не пригласили Энн-Маргрет.
Очень непривычно видеть такого молодого Николсона. Хорош!
Конечно печальный. А чему радоваться? Жизнь-то прошла мимо. Они думали, что в этом и есть вся жизнь, а почему-то счастья нет.
Ты не видела Николсона в «Пяти лёгких пьесах»? Это «Полёты во сне и наяву» по-американски.
Нет. Буду смотреть.