Пять лёгких пьес \ Five Easy Pieces (1970) — режиссёр Боб Рафелсон

Для меня это один из лучших фильмов с участием Джека Николсона. Мне жалко, что я увидела этот фильм всего лишь несколько лет назад, можно сказать, это было новое открытие такого, казалось бы, знакомого до боли актёра.

В драме «Пять лёгких пьес» Николсон играет Роберта Дюпи, парня, который работает нефтяником. У него есть подруга (Карен Блэк), официантка, девушка с простыми и понятными желаниями – выйти за него замуж, иметь детей и дом. Первый шаг в этом направлении она уже сделала, забеременела. Друзья, с которыми он занимается тяжелейшим трудом и привычно отдыхает за кружкой пива, подруга, с которой он приятно проводит время — никто не знает, что Роберт гениальный пианист, что однажды он бежал из семьи, где от него ждали только успеха.

Получив известие о том, что отца разбил паралич, и сколько он ещё протянет, неизвестно, Роберт соглашается приехать попрощаться. После отчаянного скандала даже берёт с собой свою подружку. Зная, насколько простовата подруга для семейного рафинированного общества, Роберт оставляет её в отеле, а сам едет повидать отца и брата.

Познакомившись с невестой брата, он находит с ней тотчас общий язык не только на музыкальном поприще, обсуждая удел и предназначение музыканта, но и в сексе.

Зарождающийся роман пресекает на корню подруга из нефтяного прошлого. Вульгарная и недалёкая, она сразу вызывает презрение семьи и становится объектом насмешек, но Роберт берёт её под свою защиту. Не из-за любви к ней, а из-за природного чувства справедливости. Когда нападают на слабого, он в первую очередь мужчина, а уже потом пианист и нефтяник.

Вместе они покидают недружелюбный дом Роберта, и у неё возникает стойкая иллюзия того, что он, наконец, полностью принадлежит ей, что теперь всё будет так, как она себе нарисовала.

Но пропасть между рафинированным прошлым и грубым настоящим не только увеличивается, но и всей своей мощью притягивает к себе.
Фильм снял Боб Рафелсон, который задействовал Джека Николсона ещё в двух своих картинах «Почтальон всегда звонит дважды» и «Кровь и вино».

Он удивительным образом сумел выразить двойственность Дюпи и его поиски собственного я.

Ещё поражает естественность происходящего, а сам Роберт словно шагнул на экран прямо с улицы. Причём, он органичен и в роскошной гостиной на фоне рояля, и в рабочей робе в забегаловке.

То, что он не знает, где его место, где его дом родной, делает его невероятно интересным, пусть двойственным и часто неприятным.

Когда смотришь «Пять лёгких пьес», сразу понимаешь, что этот фильм родом из 70-ых. Именно тогда снимали картины с открытым финалом, заставляющим зрителя пошевеливать мозгами, размышлять над тем, «куда он пошёл, зачем он пошёл».

Тогда не особенно любили давать рецептуру всенародного счастья, не занимались излишними нравоучениями и не расставляли крепкие музыкальные акценты.

Найти умное кино не составляло труда, а потому, я уверена, вы будете в полном восторге от Роберта Дюпи в последней сцене, его финального рывка, его полёта в неизвестность, его отчаянного прыжка в бездну. Лично я испытала не только восторг, но и удивление, и даже зависть к его внутренним энергетическим ресурсам. Однако в голове пульсировал вопрос: «Как долго Роберт Дюпи будет искать себя, и сможет ли он прибиться к какому-то берегу?»

One Response to Пять лёгких пьес \ Five Easy Pieces (1970) — режиссёр Боб Рафелсон

  1. Оказывается Джек Николсон не всегда был дьяволом во плоти, в молодости имел нормальную внешность :))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *