Скандально известная пьеса Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вулф?» положена в основу этой шокирующей чёрной комедии. Название «Кто боится Вирджинии Вулф?» обращено к английской писательнице-феминистке Вирджинии Вулф. Она первая применила литературный стиль «поток сознания», изучая психологические и эмоциональные мотивы своих персонажей. Сама писательница страдала от душевного заболевания, которое, в конце концов, привело её к самоубийству.
А так как герои данного фильма люди высокообразованные, профессура местного университета, и увидим мы их в период самого плачевного состояния, жуткого душевного стриптиза, то и вопрос, вынесенный в заголовок, не покажется странным. И другое существует объяснение такому названию – имя писательницы похоже на английское слово «волк» (wolf) и, если вспомнить песенку из английской сказки в пересказе Сергея Михалкова «Нам не страшен серый волк», то и строчки «да, я боюсь Вирджинии Вулф» звучат как заклинание, как покорность, борьба окончена, я сдаюсь.
Фильм следует трём актам, обозначенным в самой пьесе Олби – «Веселье и игры», «Вальпургиева ночь» и «Изгнание нечистой силы». В течение долгой ночи пожилая семейная пара играет в свои страшные словесные игры не на жизнь, а на смерть. Семейную пару играют две мега звезды Голливуда – Ричард Бёртон и Элизабет Тейлор, муж и жена в действительности. Джордж и Марта (персонажи актёров) связаны друг с другом всеми кровеносными сосудами, они знают друг друга до последней молекулы.
Их жестокие словесные игры — единственное, что вносит разнообразие в их брак.
То ли любовь, то ли ненависть, то ли безысходность держит их вместе. Детей нет, жизнь на излёте, не оправдались ожидания в браке, зато какие спектакли умеют они разыгрывать перед гостями. На этот раз не повезло молодому преподавателю биологии и его жене с мышиным личиком (Сэнди Деннис).
Эта пара забрела на огонёк с очень корыстной целью – завязать нужные знакомства. Марта и Джордж самые нужные в их списке. Марта – дочь ректора университета, а Джордж – зав кафедрой, тот самый, на чьё место в скором будущем метит молодой да ранний Ник (Джордж Сигал), абсолютно не стесняясь в тактике, которую он будет применять, продираясь наверх – спать со всеми подряд профессорскими жёнами. И начнёт прямо сейчас с его, Джорджа, женой, Мартой. Цинизм поразительный, но Джордж и сам бывалый циник, и он пользовался теми же методами. Разве его брак с Мартой не обоюдное соглашение на определённых условиях? После очередной бутылки все секреты выболтаны. И теперь кто как воспользуется ими, зависит от порядочности, которой нет ни у кого в этой компании.
Сначала пара новичков приходит в ужас от того, что видит и слышит в доме, куда их пригласили на вечеринку после вечеринки – и не мудрено, на дворе без малого два ночи. А хозяева, кажется, только разогреваются. Особенно в ударе Марта. Она уже порядком перебрала, но форму не потеряла, и её словесные выпады жалят в самое сердце. Но сердце у её мужа, словно из ваты — стрелы падают туда без всякого надрыва. Речь супругов пересыпана изощрёнными ругательствами (герои в пьесах Олби мастера ругаться!), интересно, что фильм запрещали из-за отборных выражений, которыми обмениваются герои, но после длительных переговоров высокое начальство сдалось, и фильм вышел практически без купюр.
Тут, конечно же, вмешался чисто человеческий фактор – жадность, все хотели заработать на фильме, а участие Элизабет Тейлор и Ричарда Бёртона гарантировало стопроцентный кассовый успех. И не только.
Фильм установил сразу несколько рекордов. Он единственный номинировался на высшую награду практически во всех тринадцати категориях. Все четверо актёров получили статуэтки. Никогда после не произойдёт такого ни с одним фильмом.
Конечно, спустя годы, история, рассказанная на экране, утратила свою сенсационно-скандальную привлекательность. Но осталось главное – игра актёров, от которой мороз подирает по коже. Порой думаешь, что и не игра это вовсе, а что-то тайное, снятое скрытой камерой.
И вот мы все стали свидетелями чьей-то безумной ночи, которая ещё долго будет преследовать нас, мучая вопросами без ответов. Настройтесь! Ночь предстоит долгая.
Читайте, связанные с этой темой посты:
Рецензия на фильм Майка Николса «Ревность»
С фактами можно и поаккуратнее) Бертон (хотя в это трудно поверить) ни разу не получал «Оскар». Статуэтки получили не все четыре актера, а только два — Тейлор и «мышка». Фильм не является рекордсменом по номинациям — их восемь, а рекорд (потом дважды повторенный) у фильма Манкевича «Все о Еве» — четырнадцать.