Рецензия на фильм «Новый лист» \ A New Leaf (1971) режиссера Элейн Мэй
Элейн Мэй… Имя совершенно уникальное в кинематографе Америки. Она пришла в профессию после успешных выступлений в юмористических скетчах в паре с Майком Николсом. Тем самым Майком Николсом, который несколько лет спустя снимет свои гениальные киноленты «Кто боится Вирджинии Вулф?» и «Выпускник».
Они сами писал эти короткие рассказы, безумно смешные, и разыгрывали их перед Нью-Йоркской публикой.
Фильм «Новый лист» на основе рассказа Джека Ричи изначально сопровождался всякими недоразумениями и скандалами
Элейн перерасходовала средства, отпущенные на производство фильма «Новый лист», она сняла непозволительно длинный фильм и несколько раз передвигала дату выхода картины на экраны. Короче, самовольничала. Приходили контролирующие комиссии, выдвигались судебные иски и даже были попытки сместить режиссёра. Картина «Новый лист» вышла урезанной почти вдвое, Мэй требовала убрать своё имя как режиссёра из титров, но всё осталось, как было. Даже после диких надругательств над кинодетищем Элейн Мэй успех у этой чёрной комедии был невероятный. Но вместе с тем, что как неуспехом можно назвать множество номинаций, которые в результате остались лишь номинациям.
О чём же эта чёрная комедия?
Последний джентльмен завалялся на земле Нью-Йоркской. Гоночный автомобиль, поло, собственный самолётик, роскошные рестораны, костюмы haute couture и собственный джентльмен джентльмена – дворецкий. Жизнь не по средствам привела к полному финансовому банкротству. Но это не умещается в голове такого человека как Генри Грэм (Уолтер Маттау).
Адвокату приходится выворачиваться наизнанку, чтобы донести мысль о финансовом крахе до своего клиента, который считает, что адвокат просто что-то напутал. Такого просто не может быть. Не может быть, чтобы в конюшне не окажется дорогих скакунов, а красный Ferrari не обслуживается собственным механиком, официанты не кинутся с распростёртыми объятиями в предвкушении чаевых.
Всё предельно просто — Генри Грэм превратится в омерзительного бедняка, одного из тех прохожих, которые из-за жалкой зарплаты каждый день бегут на работу. Дома его встречает дворецкий (Джордж Роуз), человек верой и правдой поддерживающий имидж своего господина. Гарольд сразу смекает, чем дело пахнет. Проанализировав ситуацию во всех деталях, дворецкий приходит к циничному выводу — выбор для его господина в равной степени удручающ: самоубийство или, древний как мир способ поправить свои дела, женитьба на деньгах.
Чтобы пустить пыль в глаза будущей избраннице и продержаться на плаву какое-то время, пока не отключат газ и электричество, и жизнь джентльмена не станет достоянием охочей до чужих бед публики, нужны жалкие 50 тысяч.
За этими деньгами Генри идёт на поклон к ненавистному, абсолютно лишённому всяких джентльменских манер, вульгарному раблезианцу, дяде Гарри (Джеймс Коко).
Дядя даёт племяннику деньги с единственным условием — вернуть деньги через две недели, иначе, проценты.
Итак, сроки отпущены, и охота на деньги началась!
Дворецкий и его господин, самые заинтересованные в успешном исходе дела компаньоны, строго сверяют часы и даты. Безумно вульгарные страстные тётеньки наваливаются всеми своими прелестями на обезумевшего от отчаяния нашего последнего в этом мире джентльмена. Господи, да ведают ли эти женщины о том, что имеют дело не с кем попало, а с человеком, соблюдающим традиции, ритуалы и чтящим его величество КОДЕКС?
И вот, когда все сроки почти истекли, и безысходность поселилась в сердце, он встретил Генриэтту (Элейн Мэй), девушку, отвечающую всем требованиям предприятия – преподавателя ботаники и учёного, наследницу громадного состояния, не отягощённого никем и ничем. Идеально одинокая как перст на всём белом свете. Более того, что было особенно привлекательно, она была самым беспомощным и нелепым существом, которое можно только представить. Чашки с чаем летели у неё из рук, бокалы падали на пол, крошки от печенья бесконечно сидели на её платьях, а близорукие глаза смотрели доверчиво сквозь стёкла огромной диоптрии.
Тем хуже для неё
Убрать такую жену будет проще простого. Ну чем не кандидатка? Генри, сам имеющий хорошее образование (история) берётся за агрессивное ухаживание. За оставшуюся неделю надо обаять Генриэтту, охватить её сферу деятельности – ботанику и хотя бы вызубрить имена основоположников генетики – Морган, Мюллер и Мендель. Всё произошло стремительно, как перед надвигающимся торнадо. Женитьба. Медовый месяц. И Генри входит хозяином в дом жены, где царит целая банда обслуги во главе с экономкой, которые методически грабят свою хозяйку. Но они не не того напали, думая , что их праздник жизни будет вечен.
Генри выбросил их в полчаса, когда увидел счета с чужого праздника жизни.
Шаг за шагом, знакомясь с хозяйством огромного особняка, отдав на откуп своему дворецкому всё руководство домом и слугами, Генри при этом не забывал о своей главной цели – поиске яда, который помог бы безопасно и незаметно убрать жену. Но в ежедневной рутине Генри не забывает спросить своего дворецкого, успел ли тот смести с неё крошки перед её выходом из дома.
Иногда он срывался с места с несвойственной истинному джентльмену прытью и криком
«Господи, я не успел оборвать ярлыки на её новом платье! Ведь так и уйдёт!«.
Однажды Генриэтта, преданная как собачка, с бесконечной любовью глядя в глаза своему мужу, предлагает ему поездку вдвоём по заброшенным местам Амазонки, без проводника, на каноэ. Великолепный шанс. Упустить его нельзя. И Генри соглашается на безумное путешествие, на москитов, отсутствие душа и шёлковых простыней, на мокрые ботинки и живых ползучих тварей, не подозревая, как это изменит его жизнь.
Фильм Новый лист входит в нашу подборку —