Мне показалось, что режиссёр Майк Николс с годами подобрел. В нём поубавилось жесткости и цинизма по отношению к миру. Вспомнить хотя бы его взгляд без иллюзий на человеческие отношения в таких картинах, как «Выпускник», «Кто боится Вирджинии Вулф?», «Познание плоти». Как же далеко отстоит драма «Открытки с края бездны» от тех фильмов! Тема алкоголизма и наркотиков чуть-чуть приглажена, и туннель, по которому движется Сюзанна, персонаж Мэрил Стрип, не кажется бесконечным — впереди столько света и надежды.
Не знаю, что лучше, реализм без надежды или, всё-таки, история, которая убаюкивает и утешает? Мне иногда требуется разный подход к действительности. Порой не хочется правды, от которой корёжит и выносит мозг. Поэтому в этот раз с удовольствием посмотрела «Открытки с края бездны», невзирая на болезненную тему. Утешилась и убаюкалась. Всё будет хорошо у Сюзанны с её пагубной зависимостью – люди вокруг неё не дадут ей упасть на дно. Да и мать, алкоголичка, воспрянет – ведь дочь ей прямо заявила, что не винит мать ни в чём, любит её и будет поддерживать. Кто кого там будет поддерживать, не знаю, но история даёт эту надежду. Нет, не слабенькую надежду, а именно крепкую веру в радужный исход. Да и новый друг, который выкачивал из желудка актрисы таблетки, готов ждать, когда она решится на отношения с ним. А доктор этот никто иной, как Ричард Дрейфусс и ведь не сумасшедшая Сюзанна, чтобы игнорировать такого изумительного человека с колким юмором и мудрым восприятием её ситуации?
Когда он спрашивает умирающую Сюзанну, только что доставленную в клинику случайным партнёром, готова ли она к промыванию желудка, она шепчет в полузабытье: «Моё присутствие обязательно?» И это, правда, смешно.
Поразительно, как быстро происходит скольжение Сюзанны вниз. Вот ещё день назад ей казалось, что никто на съёмочной площадке не подозревает с чем связаны её частые отлучки в личный вагончик. Но режиссёр (Джин Хэкмен) даёт ей яростный нагоняй и обещает выбросить из проекта, если повторится поход за кокаином.
Потом всё разом повалилось на Сюзанну. И вот она в незнакомой постели с незнакомым типом, и жизнь отсчитывает секунды. После реабилитации в клинике она снова встречает этого парня. Его зовут Джек (Деннис Куэйд), он объясняется в любви, его признание звучит так искренне и так ласкает слух Сюзанны, что она тронута до глубины души, вопреки интуиции. Даже я поверила этому принцу.
Однако вся около-голливудская тусовка никак не тянет на человеческие отношения. Джек может окучить несколько девушек в один вечер, таков этот наш ковбой. Об этом спокойно рассказывает его подружка Эвелин (Аннетт Бенинг), и её прагматизм поражает.
Отношения Сюзанны с матерю Дорис (Ширли Маклейн) тоже типично голливудские – чувство вины буквально загоняет в гроб обеих. «Я пью, потому что ты сидишь на наркотиках». «Я сижу на наркотиках из-за тебя. Ты меня подсадила на снотворные таблетки с раннего детства». Кроме того, постоянная семейная конкуренция не прибавляет здоровья. Дочь никак не может дотянуться до успеха матери, а мать уже начинает ревновать дочь из-за молодости.
Фильм поставлен по роману Кэри Фишер. Той самой принцессы Леи из «Звёздных войн». Она не понаслышке знает о наркотической зависимости.
Кэри сама написала сценарий и выбрала своих подруг на главные роли. Сразу признаюсь в любви двум актрисам, Мэрил Стрип и Ширли Маклейн. Люблю их давно и преданно. В каком бы проекте их не увидела, они на самой недоступной высоте. Это актрисы самого высокого класса, в драме или комедии – им подвластны все жанры. Они так органично играют в совместных сценах, что нет сомнений, что это мать и дочь.
«Открытки с края бездны» восхитил меня игрой актёров всех планов. Каждый отыграл свои пять минут славы с полной отдачей. Каким многогранным предстал Роб Райнер в роли продюсера, заставляющего Сюзанну сдать анализы на наркотики! Как ей был унизителен этот разговор! И сколько скрытого издевательства во всём облике продюсера. Сцена сыграна отлично. Не забывайте, что Роб Райнер ещё и хороший режиссёр – «Когда Гарри встретил Салли», «Принцесса-невеста», «Несколько хороших парней».
Задумалась над названием фильма – «Открытки с края бездны». Похоже, я всё объяснила в своём вступлении. Сюзанна стоит на краю бездны, но режиссёр не захотел полного мрака, а потому прислал мне несколько солнечных открыток. Я ему за это благодарна. Особенно сегодня.