Глубокий сон \ The Big Sleep (1946) – реж. Ховард Хоукс

В этом фильме есть всё, за что я люблю нуар, кроме одного, истории. Атмосфера 40-х словно наваливается всей тяжестью, контрастной красотой кадра, стеной дождя, автомобилями, духотой игорного зала, бесконечной выпивкой и дымом сигарет, дулами пистолетов, которые все достают из широких штанин, как ковбои, раскованными красотками, коим несть числа и такой запутанностью сюжета, что разгадать его невозможно.

Да и нужно ли? Разве ради истории я смотрела «Глубокий сон»? Или вчерашнего «Марлоу»? Конечно нет – только персонажи важны, их острые, не лишённые юмора, диалоги и картинка. И что же Хамфри? Оправдал он мою надежду увидеть воплощённого Филипа Марлоу? Пожалуй, да. В нём есть цельность характера, он вышел за двухмерные рамки и стал чуточку живым. Отношу это только на счёт самого актёра, его личного мужского магнетизма.

Просто поразительно, какой кривой дорожкой я подобралась к Хамфри Богарту, чтобы понять всенародную любовь Америки к этому актёру, который является полноправным действующим лицом в комедии Вуди Аллена «Сыграй это снова, Сэм!«, вернее сказать, его крутые персонажи, такие как Сэм Спейд, Рик и Филип Марлоу.

Зашла к нему от «Африканской королевы», «Сабрины», «Касабланки». Лишь недавно удосужилась посмотреть «Мальтийского сокола» и сразу скажу, «Глубокий сон» (синоним слову «смерть») не дотягивает до птицы. Хотя в нём есть свои преимущества. Например, атмосфера картины буквально пронизана злом и тревогой, и это ощущаешь физически. Все, кого встречает на своём пути Марлоу, что-то прячут, все пытаются извлечь какую-то выгоду.

Сыщик на их фоне кажется ангелом небесным. Вокруг него пачками летают деньги, он же не испытывает к ним никакого интереса. Марлоу настолько мутный и неоднозначный тип, что его легко спутать с теми, за кем он охотится. Его поступки не поддаются анализу, его мотивы известны только ему самому, знает больше, чем показывают на экране. Сыщик часто балансирует на грани и выходить за грань. Он придумывает алиби и навязывает своим клиентам манеру поведения в полиции. Он не работает на власть, но пользуется её услугами. Он закрывает глаза на преступление, если ему это выгодно в данный момент. Иногда хочется, чтобы он действовал на опережение, как в сцене отравления одного из шантажистов, Гарри Джонса, а не сидел в засаде, подслушивая и подглядывая.

Джонс, пожалуй, единственный персонаж, вызвавший у меня хоть какую-то жалость. Кажется, мы с Марлоу солидарны в этом чувстве.

Его так тепло сыграл Элиша Кук мл. – он так же играет с Богартом в «Мальтийском соколе», и его героя не забыть.

Пересказать сюжет я не в силах, он весь состоит из недосказанности, намёков и того, что осталось в книжке Рэймонда Чандлера, написанной в пьяном бреду. В таком же бреду писался сценарий, где  в отряде сценаристов числится Уильям Фолкнер, тоже далеко не трезвенник. Пожалуй, лишь начало истории более или менее понятно, когда Марлоу получает задание найти того, кто вымогает деньги из богатой семьи генерала Стернвуда за порнографические фото его младшей дочери Кармен (Марта Викерс).

Кармен постоянно пьяная и ведёт себя, как уличная девка. Она таскается по загородным домикам сомнительных людей и там её фотографируют в разных позах, чтобы потом продать. Марлоу знакомится с обеими сёстрами, и надо сто раз подумать, кто из них порядочнее. Поскольку старшая, Вивьен (Лорен Бэколл), тоже далеко не подарок — она связана со всеми злодеями округи.

Вивьен интригует Марлоу своими поступками и это начало их романа. (Роман в жизни актёров начался во время съёмок фильма «Иметь и не иметь» по мотивам книги Хемингуэя. Фильм снимал Джон Хьюстон, режиссёр «Мальтийского сокола». Бэколл и Боги поженились в 1945 году. Ей 22 года на съёмочной площадке, ему — 47).

Вокруг семейки Стернвудов крутится такое количество странного люда, что нужна целая гвардия частных сыщиков, чтобы разложить имена по полкам. Здесь и владелец магазина Гейгер, устроивший съёмку у себя в домике, и владелец казино Марс с его непутёвой женой, и Агнес (Соня Дэррин), профессиональная шантажистка и тьма мелких сошек, которые ведут не только двойную, а тройную игру.

Сам Марлоу вовсе не кажется победителем. Его снова бьют все, кому не лень. Но не до смерти. Он, как неваляшка, снова встаёт и…сигарета в зубы, в руки стакан и опять огурчик, опять в строю. Зачем, к чему такие испытания для психики и личного самочувствия, непонятно. Что им движет, какие цели маячат за пеленой дождя? Он не чурается моде – на нём стильный тренчкот, он успевает сменить несколько костюмов, но федора неизменно на его голове, а галстук на шее. Без этого немыслим Филип Марлоу, герой нуара.

И что же он получил в конце своего расследования? Чек на 500 долларов от генерала, который остался доволен результатом. Вроде бы и Марлоу остался доволен результатом, завоевал любовь Вивьен, одной из несравненных генеральских дочек. Вопрос – сможет ли он поддерживать её игроманию и другие экзотические привычки?

Написала это и тут же поняла, что напрасно. Напрасно я отношусь к этим персонажам, как реальным людям. Это глупо. Они тени, сотканные из дождя и тумана. Вот почему они так эффектно смотрятся в темноте, в контрастном чёрно-белом изображении. Пусть там и остаются – с неизменной сигаретой в зубах, виски в стакане и полной нелогичностью поступков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *