В сиквеле «Джокера» Тодда Филлипса снялись Хоакин Феникс и Леди Гага, которые поют и танцуют как сумасшедшие дети, но фильм в итоге получился совсем невеселым.
«Джокер: Folie à Deux» — это настолько унылая, неприятная тягомотина, что трудно понять, зачем и для кого он был снят. Первый фильм режиссера Тодда Филлипса с Хоакином Фениксом в роли печального и безумного клоуна был успешным как с коммерческой стороны, так и с точки зрения критики. Интенсивность игры Феникса с его тлеющим насилием и непредсказуемостью притягивала, а жесты в сторону американского насилия и нигилизма заставляли задуматься. Казалось, что фильм хочет сказать что-то серьезное, что в итоге и стало его большой шуткой.
Оригинальный «Джокер» (рецензию на который, можно прочесть тут) получил главный приз на Венецианском кинофестивале и собрал более миллиарда долларов по всему миру. Он также был номинирован на 11 «Оскаров» (в том числе за лучшую картину), что примечательно только потому, что это почти в три раза больше, чем у Мартина Скорсезе за «Таксиста» и «Короля комедии», двух очевидных трофеев Филлипса. Так что, учитывая все обстоятельства и наличие огромного количества денег, сиквел был неизбежен, даже если кислый хмурый взгляд Феникса, едва уловимый сюжет фильма, его неослабевающая мрачность и приверженность к вынужденной эксцентричности говорят о том, что никто из участников не был в восторге от его создания.
Главная же «новость» о фильме «Джокер: Безумие на двоих» заключается в том, что это наполовину пропечённый и полусерьезный мюзикл с одной звездой, которая умеет петь — Леди Гага в роли Ли Квинзель (она же Харли Квинн), чего не скажешь про Феникса, который не умеет это делать или просто сам того не захотел. Тем не менее Гага и Феникс исполняют различные песенные и иногда танцевальные номера, в которых звучит классика из Великого американского сборника песен, а также некоторые традиционные мелодии и те, что сейчас в тренде. Каждый раз, когда Гага поет, фильм держит вас в напряжении, и забавно видеть как Феникс исполняет свою роль Джина Келли, отбивая чечетку. Номера распределены по всему фильму, который в остальном и в основном переключается между сценами Джокера — его унылого гражданского альтер-эго Артура Флека, запертого в психиатрической клинике, и Джокера в готэмском суде, где он предстает там по нескольким пунктам обвинения в убийстве.
В сиквеле, написанном Филлипсом и Скоттом Сильвером, Флек/Джокер попадает в лечебницу и выходит из нее, где охранники (среди который играет, в частности, Брендан Глисон) предсказуемо варварски и регулярно применяют обычные жестокие наказания. В какой-то момент Флек встречает Ли/Харли, находящуюся в соседней палате…
Вспыхивает любовь, безумие или что-то еще, что может возникнуть с первого взгляда…К сожалению, неубедительно, и вскоре они обмениваются уже поцелуями, странными улыбками, исполняют дуэты и планируют хаос, как это делают сумасшедшие дети в сказочных романах. Несмотря на очевидную привлекательность двух главных героев, они так и не становятся парой во многом потому, что сам фильм так и не стал целостным.
То тут, то там встречаются привлекательные сцены, в том числе одна сцена, построенная на показаниях в суде Гэри Паддлса (Ли Гилл), коллеги из тех времен, когда Флек был клоуном по найму. В первом фильме Паддлс становится свидетелем того, как Флек (или Джокер) зарезал другого коллегу до смерти и теперь его вызывают, чтобы он рассказал об этом жутком происшествии. Джилл делает ощутимыми трепетный страх и боль своего персонажа; это редкий момент сочувства в фильме, который Филлипс почти сразу же подрывает, вставляя кадр, показывающий, что Паддлс, который невысокого роста, сидит на телефонной книге. Хотел ли Филлипс рассмешить этим зрителей — не знаю, но этот кусок лишь подрывает игру актера.
Филлипс напичкал Folie à Deux кинематографическими аллюзиями, которые, возможно, выражают его влияние или просто говорят о том, что во время пандемии он проводил много времени, приклеившись к Turner Classic Movies. Как бы то ни было, по всему фильму, словно хлебные крошки, разбросаны отсылки к таким фильмам, как «Новые времена» Чаплина (также упоминается в первом фильме) и персонажам вроде Пепе Ле Пью, а судья (Билл Смитрович), председательствующий на процессе Флека, более чем мимолетно напоминает Скорсезе. В одной из сцен Харли и Флек, или Джокер, неважно, смотрят фрагмент из фильма «Театральный фургон», мюзикла Винсенте Минелли 1953 года с Фредом Астером и Сид Шарисс в ролях исполнителей, работающих вместе с «гениальным режиссером» над постановкой нового шоу.
Как и французский подзаголовок сиквела (когда-то это был клинический термин для обозначения редкого психоза), этот кивок в сторону помпезного автора кажется хитрым, саморефлексивным, почти самонасмешливым жестом Филлипса, хотя его можно прочесть и как защитный, словно, он готовится к критике. Как и первый «Джокер», сиквел кипит амбициями, начиная с безумия Феникса — он похудел настолько, что его кости выглядят так, будто могут проткнуть кожу, — и заканчивая зловещими тонами партитуры Хильдур Гуднадоттир. И если в первом фильме Филлипс и Феникс, казалось, в равной степени стремились увлечь зрителя, то в «Безумие на двоих» они, похоже, в большей степени заинтересованы в том, чтобы отказать ему в минимальном удовольствии, в триумфе, который они разделяют в равной степени.
© Перевод и оформление — Berserk, специально для киноблога yaokino, 5 октября 2024 г.
Примечание:
- Folie à Deux (рус. Один психоз на двоих)
- Folie a deux (по-французски: «безумие двоих») — это психическое состояние, при котором бред одного человека передаётся другим людям.
- Folie à deux в переводе с французского означает также «разделенное безумие» или «безумие на двоих».
Благодарю Вас, что уделили своё время на чтение рецензии к фильму «Джокер: Безумие для двоих» !
Согласны или нет с мнением автора — напишите в комментариях. Каково Ваше впечатление об этом фильме?
Присоединяйтесь к нам в VK
Вас ожидают свежие трейлеры и фильмы разных эпох, которые можно с удовольствием посмотреть онлайн.
Также интересные материалы, обсуждение фильмов, новости и полезную информацию по кино теперь можно найти на нашем Телеграм канале
Ждём всех в гости, Киноблог yaokino