Дешёвый детектив \ The Cheap Detective (1978) – реж. Роберт Мур

Наверное, картина «Дешёвый детектив» создана только для меня, поклонницы-фанатки нуара, Питера Фалька и драматурга Нила Саймона. В то же время, я бы не отказалась от другого человека в режиссёрском кресле, Мела Брукса, потому что только он владеет мастерством снимать успешные пародии. Не утверждаю, что эта пародия вовсе провалилась. Нет. Но ей не хватает остроты, динамики и актёрской самозабвенности. Некоторые персонажи сыграны вяло, актёры произносят текст, который обрывается на полпути к зрителю.

Честно говоря, и мой любимый Питер Фальк немного не в форме, скучноватый — слава богу, что смотрю фильм с русским переводом, чётким и понятным, английский зритель возмущается произношением лейтенанта Коломбо. А он просто жуёт слова. Всё в манере Боги, Хамфри Богарта.

Думаю, тот бы оценил игру Фалька, заслуженного сыщика всех времён и народов, достаточно вспомнить долгоиграющий сериал «Коломбо». А «Ужин с убийством» вообще можно назвать прологом к «дешёвому детективу» — в нём все знакомые лица – тот же режиссёр, тот же сценарист и актёры те же!

Какие же роли Богарта отыграл в «Дешёвом детективе» Фальк? По крайней мере, три – Рик Блейн («Касабланка»), Сэм Спейд («Мальтийский сокол») и Филип Марлоу («Глубокий сон»). Можно ещё усмотреть Гарри Моргана («Иметь и не иметь»), но это при сильном желании.

Сюжет картины в жанре пародии вообще не поддаётся пересказу – там столько языка тела, что иногда речь не нужна. К примеру, мне очень было смешно, как Лу Пекинпо (Питер Фальк) снимает телефонную трубку и нацеливает туда пистолет.

Типа, это дверь, откуда ввалятся убийцы. Но ведь это смешно, когда смотришь и совсем не смешно, когда пишешь. В хорошей пародии важно всё, и речь, и тело. Когда я вижу Фалька в майке, то сразу узнаю какого-нибудь частного сыщика из фильма-нуара. Без майки их там нет, потому что не было культа тела с шестью кубиками — вместо спортзала культивировалась постоянная выпивка и беспрерывное курение. Они практически ничего не едят. Если случалось, что герой ничего не ел с прошлого воскресенья и говорит, как он хочет есть, то так и знайте, что кончится всё стаканом бренди и сигаретой.

Фильм «Дешёвый детектив» интересно выстроен – начинаясь с «Мальтийского сокола», он плавно перетекает вместе с Питером Фальком в марокканский ресторанчик Рика Блейна в «Касабланке», а затем в «Глубокий сон» и, наконец, все линии сюжета соединяются вновь на «Касабланке».

Какой же нуар без роковых красоток и целого сонма бандитов? Красоток больше, чем надо и не все они с юмором сыграны. Мне понравилась Марша Мейсон в роли миссис Меркль, подружки Лу Пекинпо, который без зазрения совести спит с женой своего напарника по сыску.

Это сразу обрисовывает нравственный портрет главного нуарного героя. Напарник убит, в соседних номерах отеля ещё с десяток трупов, полиция села на хвост Пекинпо, а у того одна задача, хоть копейку заработать – не на что купить выпивки и курева.

Вот он и включается в сомнительный поиск драгоценных яичек, которые пропали сто лет назад в какой-то не то Румынии, не то Албании, но объявились прямо по соседству с конторой Пекинпо, поэтому упустить такой шанс нельзя. Если бы не женщины – они не дают шагу сделать, чтобы не затащить морально непогрешимого сыщика в постель. Приходится отнекиваться под разными предлогами. Как обычно в картинах жанра нуар, беспардонно эксплуатируется тема однополой любви. Геи всегда мерзкие, дурно пахнущие предатели и убийцы.

Немного об актёрах. Кроме Питера Фалька, в картине собралось целое созвездие комедийных актёров. Дом ДеЛуис и Мэдлин Кан – любимцы уже упомянутого режиссёра Мела Брукса («Всемирная история», «Страх высоты», «Немое кино», «Сверкающие сёдла»). Мне не понравилась Луиза Флетчер в пародийной роли на персонажа Ингрид Бергман в «Касабланке». Полный мискаст.

Совсем некрасивая роковая блондинка Бетти (Айлин Бреннан). Если в «Ужине с убийством» она ещё кое-как подошла, то в «Дешёвом детективе» она просто отталкивающе неприятна.

Всё-таки, женщины в нуаре физически очень привлекательны, а уж если они ещё и умны, то дело сделано. Почему-то в фильме пародии женщины не только некрасивы, но ещё и плохо играют. Они выпаливают умные реплики, которые не вызывают даже улыбки. Так и хочется спросить: «Что это было, Пух?»

Не повезло и Энн-Маргрет – её взяли в проект прямиком из  «Познания плоти» и даже дали говорящее имя Дезире (желание), но не срослось. Пошло и вульгарно. Совсем не смешно.

Пожалуй, я бы отметила Стокард Ченнинг в роли секретарши Лу Пекинпа, сгорающей от страсти к своему боссу.

Заключение.

В картине «Дешёвый детектив» много смешных эпизодов. Однако картина не стала чем-то цельным и гармоничным. Плохо прослеживается история персонажей из-за того, что слишком много этих самых персонажей и разных перекрещивающихся линий. Местами рассказ провисает и становится скучно от повторов. Но картина в любом случае будет любопытна поклонникам нуара и замечательных  актёров. Да, не шедевр. Но вечер я провела с толком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *