Дэвид Копперфилд \ David Copperfield (1935) – реж. Джордж Кьюкор

Роман Чарльза Диккенса «Дэвид Копперфилд» – самый любимый. Я прочитала эту толстую книжку в начальной школе, я очень жалела этого мальчика и даже представляла, как бы ему было хорошо в моём классе и моей школе. Конечно, я не обошла стороной экранизации этого романа. Ни одна не сумела воплотить драгоценных персонажей такими, какими они вставали в моём воображении со страниц романа, такие живые, многогранные.

Сегодня набрела на экранизацию, которой, без малого, почти век. Джордж Кьюкор – хороший режиссёр – люблю его такие картины, как «Филадельфийская история», «Волшебник страны Оз», «Моя прекрасная леди» и, конечно, «Газовый свет». Не очень понравилась его экранизация романа Грэма Грина «Путешествия с моей тётей», и массу разочарований принёс «Дэвид Копперфилд». Пожалуй, это худшая экранизация. Списываю всё на её старческий возраст и формат – втиснуть в два с лишним часа огромную книгу не поранив персонажей и события, невозможно. Оттого история предстала кастрированной, а герои карикатурными и двухмерными.

Я знаю, что Диккенс доводил описание своих персонажей до гротеска, но при этом они были всё равно живые, и я готова была их узнать среди знакомых в ближнем или дальнем круге. У Джорджа Кьюкора все насквозь театральны и находятся в двух состояниях – пафоса или умильности. Ни о какой химии в игре актёров и речи нет. Их герои произносят речи, предназначенные заднему ряду или балкону.

Если всю картину поделить условно на три части, то я бы оставила только первую. В ней отличный злодей, мистер Мёрдстоун. Бэзил Ротбоун в этой роли чувствует себя уютно.

Мёрдстоун и в книге наводил на меня ужас, и мне не хотелось, чтобы он бил Дэвида за ошибки на уроке. Этакий садист, наслаждающийся детским криком. Его сестрица в романе гораздо колоритнее и злее. Здесь она ничтожна.

Миссис Копперфилд, мама Дэвида, пожалуй, соответствует моему книжному впечатлению.

Актриса Элизабет Аллан нежная, молодая, порывистая. Ей немного отпущено времени в фильме, но она вполне убедительна. Пеготти, моя любимейшая героиня в романе. Простая крестьянка, нянька, служанка, даже мать для обитателей дома. Симпатичный персонаж в исполнении Джесси Ральф, но далёк от той изумительной Пеготти со щеками, похожими на яблоки.

Она занимала огромное место в сердце Дэвида, но в картине ей отпущена крошечная толика, она не успела раскрыться во всей своей доброте и преданности.

И, наконец, маленький Дэвид. Фредди Бартоломью прекрасен в этой сложной роли, он не переигрывает, умеет молчать и выразить горе.

Вот как раз Фрэнк Лоутон в роли взрослого Дэвида сильно наигрывает. Его восторженность беспредельна, так и кажется, что его сейчас подбросит в воздух, как шарик. Понимаю, что не вина актёра в такой плоской подаче своего героя.

Как рассказать о Дэвиде, через которого проходит огромная армия персонажей, как всегда населяющих романы Диккенса, в таком сжатом виде? Фильм напоминает бешеный экспресс, мчащийся на всех порах мимо полустанков и едва притормаживающим на узловых станциях. Как не притормозить на таких станциях, как «Агнес», «Урия Гип» или «Стирфорд»? Притормозили. Не успели откусить кусочек пирожка в местном буфете и глотнуть холодного жидкого чая, как снова рванули. Едва не подавились. Вот так и с этими важными героями незабвенного романа.

Агнес – фундамент, надежда на счастье и стабильность. Агнес – ангел-хранитель Дэвида. Но какая скука смотреть на Мэдж Эванс.

Она словно кукла, вырезанная из картонки. Красивое личико, правильные слова и вздохи. И никакого сочувствия её горестному положению. А ведь положение более, чем угрожающее. Урия Гип, новый клерк отца-адвоката, буквально пустил метастазы в их семействе.

Этот персонаж в романе вызывает отвращение, негодование и ужас. Он и не человек, а химера, обрывок из ночного кошмара с его мокрыми и холодными руками. Ничего подобного не вызвал у меня Роланд Янг. Да, он извивался и изгибался, он протягивал руки для пожатия, и люди вроде бы содрогались. Однако бедный парень ничего толком не успел рассказать во время бешеной скачки.

Раз, и момент упущен. Ещё смешней стала выглядеть трагическая история малютки Эмили, девочки, принятой на воспитание стариком Пеготти. Помню, как я душевно отдыхала в их гостеприимном доме. Эти страницы в книге такие мирные и в то же время наполненные приключениями. Дэвид очутился в их доме, перевёрнутом баркасе, когда няня Пеготти привезла его, чтобы он не мешал свадьбе матери и зловещего мистера Мёрдстоуна. Для Дэвида эта семья стала любимым пристанищем в его штормовой судьбе. Как бы ему хотелось, чтобы его любимые друзья обрели покой и счастье! Но он, не предполагая, стал сам проводником несчастья для большого семейства. Именно он привёз своего друга Стирфорда в Ярмут, чтобы познакомить со своими дорогими друзьями.

Актёр Хью Уильямс в этой роли очень похож на Стивена Фрая, и какая-то насмешка над своим помпезным персонажем точно имеется. Или просто их сходство диктует это впечатление)

Вся история с соблазнением происходит за кадром, а скитания брошенной девушки и смерть сведена к такой дешёвой мелодраме, что стыдно перед классиком.

А уж смерть самого Стирфорда и отвергнутого жениха Эмили, Хама, это что-то за гранью добра и зла и, как ни странно, вызвала у меня смех. И я не удивляюсь, что актёр Фрэнк Лоутон в роли Дэвида бросает безумные взгляды туда-сюда в поисках объяснений всего происходящего. Я тоже в такой же растерянности.

Наконец, Дора. Ребёнок-жена Дэвида. Нелепейший персонаж. Нелюбимый в романе и такой же никчемный и бесполезный в фильме. Актрисе Морин О’Салливан почти 40, и она тщится изображать из себя девочку, что просто смехотворно.

На её лице неизгладимая печать большого жизненного опыта, а она носится с собачонкой и лепечет капризным детским голосом. Ужасный ужас. Выглядит хуже, чем Урия Гип.

Итак, подвожу итог своего неразумного погружения в классику, которую напрочь загубил Голливуд. Двойка за кастинг. Двойка за безумный сценарий с дырами. Двойка за атмосферу. Спасибо юному Фредди Бартоломью («Юный лорд Фаунтлерой») за его вполне приличную игру. Он один согрел мне сердце.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *