Бухта пирата \ Frenchman’s Creek (1944) – реж. Митчелл Лейзен

«Бухта пирата» («Французова бухта») – роман Дафны дю Морье мой любимый со школьной скамьи. Довольно странно, что я решилась посмотреть именно эту экранизацию так поздно. Объясняю это лишь тем, что относительно недавно стала смотреть великую классику Голливуда, его золотую эпоху.

Именно такими я представляла себе главных героев. Джоан Фонтейн – Дона Сент-Коламб, Артуро де Кордова – пират Жан Обри. Если Джоан я приняла сразу, её сногсшибательная красота не даёт шансов сопротивляться, то к Артуро пришлось присматриваться.

Он показался мне чуть-чуть сладковатым. Поначалу)

Я боялась, что между актёрами не будет нужной химии, но всё было сыграно убедительно, сдержанно, с учетом века невинности (1944 год, всё-таки!), однако, считываются смыслы моментально.

Привычка. Порнография ещё не заполонила киноиндустрию, и разговор со зрителем шел на милом сердцу пуританском языке.

Мне было очень приятно увидеть знакомых актёров, Бэзила Рэтбоуна, снова  в образе очередного злодея Лорда Рокингэма

и Найджела Брюса в образе недотёпы Лорда Годолфини.

Эта парочка совсем недавно была в моём обзоре фильма «Шерлок Холмс: Багряный коготь». Догадайтесь, кого они там играют!

Мне особенно понравилась игра актёра Сесила Келлауэя в роли Уильяма, нового слуги Доны и, по совместительству, преданного товарища французского пирата. Скромный, милый человечек, он вызвал во мне такую теплоту и доверие, что я планирую смотреть фильмы с его участием. Хочется увидеть его актёрскую палитру.

И, наконец, совсем проходной персонаж, муж Доны, Гарри Сент-Коламб. Его образ затерялся на фоне других портретов, почему-то не увидела его особенных черт, чтобы выделилась игра актёра Ральфа Форбса. Увижу его в картине «Собака Баскервилей» в компании Рэтбоуна и Брюса.

А теперь о самом фильме.

Погружение в эпоху 17-го века происходит с первых кадров, и это время вызывает у меня полное неприятие. Наверное, я всем сердцем протестую против нравов общества, где вращается Дона Сент-Коламб.

По книге Дона вышла замуж по любви. И брак их был относительно прочный и чувства взаимны. Прошло семь лет, за это время появились дети, дочка и сын, их чувства охладели. Гарри превратился в игрока и спивается на глазах. Честно говоря, я его не осуждаю. Чем ещё может заняться богатый бездельник, если ему по титулу это предписано? Шлюхи, карты, лошади, алкоголизм. А ещё рядом постоянно близкий друг, который буквально прописался в семье Сент-Коламб, и муж не видит ничего предосудительного в том, чтоб Рокингэм начал интрижку с Доной.

Атмосфера настолько душная и грязная, что открытая форточка не поможет. Только побег. Дона с детьми бежит в Наврон, поместье в Корнуолле, где когда-то прошли самые счастливые дни её замужества.

Признаюсь, 17 век не люблю. Он такой варварский, грязный и отталкивает меня даже своей модой. Мне не нравятся интерьеры с золотом и лепниной, тяжелые занавеси и обжорство. Тяжелейшее время для моей психики. Поэтому мне на висцеральном уровне понятен побег Доны из лондонского ада.

Нет, я не могу представить себя в её новой действительности – в набегах на богачей и их кошельки, пусть это и прикрывается духом Робин Гуда, его справедливостью. В то же время я понимаю, что французский пират, мог запросто свести её с ума и влюбить в себя.

Он – воплощение её фантазий об истинной любви. Книга со стихами и табак, оставленные в шкафчике, говорят об интимности громче всяких слов. Хозяин этих предметов спал в её постели, любовался её портретом и читал. С её образом он уходил в сон, с её образом просыпался и отправлялся грабить несчастную английскую знать. И не только грабить, но и ублажать женскую часть населения, истомившуюся по мужской ласке. Французы знают в этом толк. Такие приблизительно видения встают перед взором Доны.

Она сдалась без боя своему сладкозвучному флибустьеру. Он угадал её страстную натуру не только в любви, но в опасных эскападах. Дона привычна к пранкам всякого рода, в книге, помнится, она обожала в них участвовать, хотя потом ей становилось стыдно. Здесь, в Корнуолле, всё приобретает фантастический флёр.

Словно это отдельная история в её жизни. Одну часть она оставила далеко за бортом, переместившись в новую реальность. Сказку. Без француза эта сказка не состоялась бы ни за что. Он дал ей всё, о чём она тосковала – разговор равных, не просто мужчины и женщины, а родственных душ. А также приключения, включив её в свои набеги и тоже на равных условиях, как мужчину. Она подвергалась не меньшей опасности, чем остальная команда «Чайки».

И, наконец, физическая любовь.

Она словно бы прожила целую жизнь за несколько летних месяцев и никогда их не забудет. Мне нравится Дона Сент-Коламб, какая она есть, но особенно меня тронула её любовь к своим детям. Кажется, это вполне естественно, но для женщины её класса того времени это вовсе не так. Дети были отдалены от родителей. Поцелуй утром и на ночь, пять минут в детской и до следующего дня. У родителей балы, приёмы, развлечения и беспросветная скука в перерывах. Когда Дона вырывается в Корнуолл, связь между нею и детьми снова обретает смысл. Пикники на природе, игры, валяние в траве. Недаром младший ребёнок ударяется в рёв, когда пора возвращаться в поместье. Именно Джеймс становится поворотным пунктом в решении судьбы Доны. И, кстати, я не уверена, что её выбор правильный. Не помню по многочисленным романам и фильмам, чтобы выросшие дети испытывали привязанность к своим родителям. Отдаление и отчуждение становятся частью генетической наследственности. Чужими пришли в этот мир, чужими и остались.

В «Бухте пирата» хорош злодей Бэзил Рэтбоун.

Его персонаж — охотник на женщин. Никто не избежал его когтей. Дона неуловима для него и это несмотря на подталкивания Гарри. Ему осточертели претензии жены и её несговорчивость во всём, он готов передать супружеские функции своему приятелю, жестокому и злому человеку. Пусть хотя бы он приструнит Дону. И это самый омерзительный момент их отношений. Именно поэтому я благосклонно отношусь к адюльтеру Донны. Только так. Зуб за зуб. Несмотря на то, что актёр Бэзил Ротбоун полностью реабилитировался в моих глазах и приобрёл обаяние Шерлока Холмса, я всё равно вижу перед собой рафинированного злодея – боюсь его и восхищаюсь одновременно. Так замечательно сыгран.

О пирате уже высказалась косвенно. Я верю ему в его опасных мероприятиях. Верю ему в самые уютные моменты повествования. Он действительно понял душу Донны и любил её задолго до её материализации.

Он привык вести долгие диалоги с её портретом и опасался встречи с ней, боясь разочарования. Живая Дона его не подвела. Их любовь, такая краткая, оставит в их сердцах незаживающую рану, в то же время, станет мерилом всего, что за последующие годы встретится на пути.

Но это уже другая история. И не дай бог, если кто-то додумается написать или поставить продолжение.

Режиссёр Митчелл Лейзен продолжает дарить мне незабываемые вечера:

«Смерть берёт выходной» 

Запомни эту ночь

Задержи рассвет

И я продолжу знакомство с его фильмами. Я также продолжу смотреть фильмы с Джоан Фонтейн. Составила целый список, где «Подозрение» с Кэри Грантом, «Сентябрьская афера» с Джозефом Коттеном, «Превыше всего» с Тайроном Пауэром и «Ребекка» с Лоренсом Оливье.

P.S. Не хотела вставлять в свой обзор такую информацию, поэтому этот постскриптум. Конечно я смотрела «Берег головорезов» (1998). где Энтони Делон в роли пирата Жана Обри, а Дону играет Тара Фитцджеральд. Фильм оставил такой блёклый след в памяти, что смело утверждаю, он не стоит моего обзора. Возможно, если бы, вероятно, окажись в этой роли другой Делон, я бы приняла этот образ. Но и Энтони, и Тара — это тотальный мискаст. А сам фильм неудачная попытка замаха на классику. Мимо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *