Шерлок Холмс: Багровый коготь \ The Scarlet Claw (1944) – реж. Рой Уильям Нилл

Мне кажется, что рассказы Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе так и просятся на экран. И они более интересны именно на экране. Недавно перечитала некоторые из его рассказов, и они показались мне скучными, пустыми. Зато экранное воплощение очень радует. Вчера посмотрела с большим удовольствием добротный во всех отношениях фильм о великом сыщике и открыла для себя его новый образ в исполнении Бэзила Рэтбоуна. Такой Шерлок Холмс мне очень понравился.

Не буду петь дифирамбы нашему советскому Холмсу, он прекрасен и останется для меня эталоном. Но при этом я не гнушаюсь тем, чтобы посмотреть и принять другие образы. Меня сразу удивил Бэзил Рэтбоун в образе великого сыщика — я привыкла к его амплуа злодея. Он — мой давний товарищ со времён великолепных приключенческих картин, таких как «Одиссея капитана Блада», «Знак Зорро», «Придворный шут». И вдруг Шерлок! Знаете, это сработало. Зловещее обаяние очень сочетается с моим книжным представлением о сыщике. Какая-то двойственность, недосказанность, тайна, наконец, присущи этому персонажу.

 

Рэтбоун это отыгрывает с лихвой. Он своеобразно привлекателен, а формат нуара делает его лицо чеканным и просится на барельеф. Чёрно-белый формат придаёт больше саспенса повествованию и поддерживает напряжение зрителя. Что там прячется среди теней по углам, пойди, разберись.

«Багровый коготь» снят не по каноническому произведению Конан Дойла, он навеян знаменитым  рассказом писателя «Собака Баскервилей» и зритель сразу проведёт параллели.

Действие перенесено в сороковые годы двадцатого века – автомобили, телефоны, самолёты. Холмса и его друга Ватсона занесло в Квебек на лекцию по оккультизму. Он — оппонент лидера оккультного сообщества лорда Пенроуза.

Пенроуз, кажется, готов растерзать Холмса за его неприятие оккультных бредней. Если лорд списывает все смерти, происходящие в его деревне на потусторонние силы, привидение-де режет глотки овцам и людям, то у Холмса всегда есть рациональное объяснение. Надо лишь покопаться. Вот и новость подоспела. Жена Пенроуза зверски убита в тот самый момент, когда идут дебаты в около-научном сообществе. Странная реакция у мужа на смерть жены, слишком суровая сдержанность. Ну, думаю, подозреваемый номер один. Он категорически отказывается от услуг сыщика, даже с какой-то яростью.

Мне кажется, актёр Пол Кэвен слегка перебрал  с акцентами в своём персонаже. Тем более, такая подача характера не подтвердилась в финале и словно бы повисла в воздухе от избытка многозначительности. Но Холмс и его друг Ватсон (Найджел Брюс) в гостинице, где они накануне расположились, получают письмо от погибшей женщины. Она написала его незадолго до смерти и просит провести расследование.

Холмс отменяет рейс и мчится в многострадальную деревеньку Ла Морт Руж. Население этого поселения сильно взбодрено страхом. Страх буквально пропитал окрестности. Действие постоянно происходит ночью, постоянно клубится туман с близлежащих болот. Именно оттуда приходит чудовище-привидение и нападает на несчастных овец и людей. Кто следующий?

Сыщик сразу выстраивает цепочку подозреваемых и начинает ближе с ними знакомиться. Только гляньте на эти колоритные лица! Словно шагнули из трилогии Питера Джексона о Хоббите.

Выясняется, что смерти начались два года назад с приездом в село бывшего судьи и хозяина маленького трактира Журне. Ну очень подозрительные товарищи.

Связав этих двоих, Холмс начинает искать третьего. Этот третий многолик. Мне очень понравились трюки с его переодеваниями и сменой образов. Они сильно сбивали Холмса с толку. Сыщик сосредоточен, неутомим и подозрителен в отношении всех, но пока отстаёт ровно на шаг от убийцы.

К этому моменту у него в руках целый арсенал улик – тайная гримёрная преступника и кусок фотографии без лица. Шерлок отлично понимает, где искать недостающий пазл картинки – у лорда Пенроуза, тем более, известно, что его жена бывшая актриса Лилиан Джентри. Это её фото, подаренное в память о совместной работе в театре найдено в лежбище преступника.

Некоторая запутанность истории только добавляет напряжения, местами переходящего в триллер. Не знаешь, откуда получишь удар по шее тяпкой.

Да, обычная садовая тяпочка облюбована монстром с болот. Туда и отправляется ночью Холмс. Он такой отчаянный, словно заговорённый. Идёт прямо в логово зверя. Ватсон за ним увязывается. Ох уж этот балласт доктор Ватсон! Понимаю, что он в истории для эмоциональной разрядки, но, как бы между прочим, вдруг действительно помогает другу.

С юмором иллюстрирована реплика Холмса на вопрос о местонахождении доктора: «Я дал ему задание, и он ушёл в него с головой». При этом, тот уже практически допивает бутылку с завсегдатаями трактира. Хорошо ушёл с головой.

И, наконец, замечательно и разнообразно сыгран злодей. Актёру Джералду Хамеру ставлю пять баллов.

Итог моего путешествия. «Багровый коготь» — хорошая добротная версия. Хорошая актёрская игра всех планов. Динамично рассказана история. Прекрасная нуарная картинка. Похоже, я стою на пороге просмотра целого сериала, состоящего из одиннадцати фильмов.

Бэзил Рэтбоун (Холмс) и Найджел Брюс (Ватсон) отличный актёрский дуэт, играет слаженно и убедительно.

Вероятнее всего, буду смотреть эти фильмы. Они сильно отличаются от наших фильмов, поскольку начисто лишены тёплой атмосферы, но при этом дают какую-то новую директорию в познании таких знакомых образов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *