Придворный шут \ The Court Jester (1955) – реж. Мелвин Фрэнк, Норман Панама

Иногда время коварно работает против любимых когда-то картин. Я была стопроцентно уверена, что «Придворный шут», который смотрела в 90-е, по-прежнему моя любимая комедия. Посмотрела и разочаровалась. Не могу понять, что у меня тогда вызывало улыбку.

Подумала и нашла объяснение – «Парни в трико» и «Принцесса невеста» одним махом уничтожили «Придворного шута», доказав, что шутки в нём плоские, песенки так себе, а сюжет вымученный. Вся картина скроена под Дэнни Кэя, музыканта, певца, танцора, мима, мастера физической комедии, в общем, очень знаковую личность американской культуры, как и Бинг Кросби, с которым он вместе выступал. Мне он показался каким-то уставшим и даже грустным.

Видимо, слава и публичность его доконали. Или попросту фильм не пережил время. По крайней мере, для меня. Армия его фанатов только множится, что мне удивительно.  Американский критик Леонард Молтин, например, называет «Придворного шута» самой смешной комедией на свете. О вкусах не спорят.

Фильм «Придворный шут» считается одной из самых дорогих комедий – костюмы, декорации, трюки – всё на самом высоком уровне. Одни сцены рыцарского поединка сожрали, похоже, весь бюджет. Но, честно говоря, у Мела Брукса мне и эти моменты кажутся непревзойдёнными. Не могут костюмы затмить скучные, повторяющиеся приёмы (сцены с щёлканьем пальцев – щелчок – и магии нет, щелчок, и магия вернулась) или затянувшийся монолог Хокинса, какой же всё-таки кубок с ядом, а какой с пестиком. Совсем не смешно.

Фильм рассказывает заезженную историю в духе Робин Гуда и его лесных товарищей, которые противостоят королю-узурпатору, силой захватившему власть и уничтожившему настоящих престолонаследников. Но одного удалось спасти, малыша, которого прячут лесные братья и их предводитель Чёрный Лис.

Настала пора захватить замок и предъявить истинного короля с убедительным знаком на попке. Отвечают за малыша Хокинс (Дэнни Кэй) и дочка Чёрного Лиса Джин (Глинис Джонс). Эти двое должны пробраться в замок, украсть ключ от тайного туннеля и открыть ворота для армии Чёрного Лиса.

Хокинс – герой поневоле, он попадает из огня да в полымя, становясь объектом манипуляций советницы принцессы (Анджела Лэнсбери) и придворного злодея Рейвенхёрста (Бэзил Рэтбоун).

Как во всякой комедии положений, все являются совсем не теми, за кого себя выдают. Хокинс в роли шута Джакомо, прибывшего прямо из Италии, успевает влюбить в себя принцессу, нарушить все планы заговорщиков и получить рыцарство вопреки своему желанию.

Сцены посвящения в рыцари мне понравились больше всего – Хокинсу предстояло пройти несколько испытаний – перепрыгнуть стену, выстрелить из лука и станцевать танец в духе ирландского Риверданса. Ни с одним заданием неуклюжий Хокинс не справляется, но командир выкрикивает: «Зачёт», чтобы отправить его побыстрей на верную смерть от руки воинствующего сэра Гринзуолда.

Дэнни Кэй играет своего героя этаким растяпой-недотёпой, который как бы случайно становится героем Англии – ведь он вернул на трон настоящего правителя. Не очень убедительно. Зато это восхитительно передал Кэри Элвис в комедии Брукса!

Как бы ни крутился Кэй, я вижу перед собой неподражаемого Кэри Элвиса, намеренно смешного, красивого, ловкого, и сравнение не в пользу первого.

Более того, Элвис явно пародировал Кэя в «Парнях в трико», достаточно вспомнить, как его Робин Гуд лениво помахивает рапирой в сражении с шерифом. Вот, пожалуй, постоянные параллели с двумя любимыми фильмами и скрасили моё возвращение к фильму «Придворный шут».

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *