Смерть берёт выходной \ Death Takes a Holiday (1934) – реж. Митчелл Лейзен

Очень люблю фильм «Знакомьтесь, Джо Блэк» с Брэдом Питтом в роли Смерти. Давно хотелось посмотреть оригинал, откуда растут ноги этого ремейка. Удивительно, но мне понравился этот фильм и я буду сравнивать две картины в своём обзоре.

Сразу замечу, что чёрно-белый формат, который я просто обожаю, может вас оттолкнуть. Не сдавайтесь. Этот формат, как нельзя лучше, подходит к теме, волнующей каждого.

Действие происходит в итальянском роскошном поместье, где собралось несколько богатых семей, всё князья и принцы.

Хозяин поместья, герцог Ламберт, это тот персонаж, мистер Пэрриш, которого в «Знакомьтесь, Джо Блэк» блистательно сыграл Энтони Хопкинс.

Здесь, у герцога не дочь на выданье, а сын Коррада, влюблённый в Грацию, девушку, тонко чувствующую все эманации в атмосфере.

Как она сама признаётся, она давно видит суть сквозь тени.

Большая компания собралась в доме после праздника, проведённого в деревне. И уже на том празднике Грация оторвалась от толпы знакомых и родственников, чтобы преклонить колена в церкви —  в этом видна отстранённость Грации от мирской суеты. Возвращение в поместье Ламбертов сопровождалось таинственной тенью, а жизнь всей компании висела на волоске – Коррада лихачил, играя со смертью.

За ними наблюдает Смерть, именно их, эту компанию, она выбрала объектом своего каприза. Явившись ночью в дом герцога, и напугав его до смерти, Смерть признаётся, кто она и зачем пришла. Герцог хорошо сыгран Гаем Стэндингом.

Актёр передал его внутреннюю готовность к встрече. Если в «Знакомьтесь, Джо Блэк» мистер Пэрриш вёл постоянный диалог со Смертью, то в этом варианте я вижу через язык тела, как вовлекается герцог в предстоящий страшный эксперимент.

Договор заключён на три дня, в течение которых Смерть будет желанным гостем и просит, чтоб её не боялись и не пытались избегать. Но как же не бояться жуткой тени? Нет, нет, она будет в человеческом виде одного знакомого герцога по имени Сёрки, который накануне так кстати ушел в мир иной.

Так Смерть входит в живой мир, чтобы ответить себе на вопросы, почему люди её боятся и что страшатся потерять в этом мире. И здесь я вижу фундаментальное различие между двумя фильмами. Смерть в оригинальной версии ищет ответы в эстетской среде высшего итальянского сословия, где красота возведена в культ. Иногда, правда, у меня бегут мурашки по коже при виде давящих интерьеров дворца, похожих на гигантский склеп.

А девушки Стефани и Рода, такие энергичные и полные жизни, просыпаются в спальне, из которой хочется бежать подальше. В ней только мумий не хватает.

В современной версии Смерть опускается до решения (или одобрения решения!) меркантильных дел. Деньги, деньги, деньги. Бизнес, ничего личного. Чтобы уж совсем не казаться буржуями, сверху налили глазури – плохого человека (Дрю) нужно выгнать из компании, а хорошие люди с чистыми руками и помыслами отдадут свои сердца на благо человечества. И эта линия выглядит дешево в сравнении с оригиналом. Бизнес и эстетика. Я за эстетику.

А вот в самом чувствительном пункте я на стороне Брэда Питта. Он просто смотрит, и моё сердце тает. Бери меня, Смерть, бери с собой за горизонт. Смешно, но истина. Не влюбиться в такую оболочку невозможно, пусть даже из неё будут читать научные трактаты на латыни и греческом.

Скрины не прилагаю, вы все помните, что Питт в хорошей форме.

Фредерик Марч, к сожалению, не Кэри Грант или Гэри Купер. Актёр играет свою Смерть холодно и помпезно.

И аватар у него не слишком удачный – ох и чудаковатый, должно быть, был когда-то умерший князь Сёрки. Это его мундир! А в дальнейшем нарядный фрак, усыпанный гигантскими звёздами и бантами. Как говорится, немножко слишком. Принарядился.

Актёр не лишён привлекательности, но загримирован, как персонаж из немого кино, а монокль делает его ещё более нелепым. Думаю, это всё уступки эстетизму, которым насквозь пропитан фильм 1934 года.

Смерть (Брэд Питт) пугает окружающих лишь своей таинственностью – кто этот секретный гость отца? Почему хозяин так перед ним благоговеет? Почему он ведёт себя по-свойски в их элитарном кружочке? При этом, никаких женщин, кроме дочери хозяина, Смерть не забирает в свой эксперимент. А сама Сьюзен (Клэр Форлани) идёт на сближение лишь потому, что ей очень понравился случайный знакомый в кафе, кого так коварно прибрала Смерть. В Форлани я не вижу ничего женственного и притягательного, она, скорее, гендерное отклонение. В 90-е, даже раньше, Голливуд упорно продвигал такую актёрскую форму, а зритель изо всех сил старался её принять. Сейчас это даётся мне со скрипом.

В версии 34 года девушка прямо противоположна современной визави. Грация (Эвелин Венейбл) – воплощенная женственность и мягкость.

Она – мечта эстетствующих поэтов,  для неё нет живых мужчин. Их просто не создала природа. А уж Коррада точно не живой. Только посмотрите, как он прикасается к Грации, девушке, которой он клянётся в страстной любви. Он даже говорит, что сгорает от страсти. Но он холоден, как мрамор. Она для него подобие колонны в гостиной.

А что же Смерть в оригинальной версии?

Требуя от герцога следовать букве их договора, она постоянно сама настораживает людей вокруг себя и вносит в их ряды тревогу и страх. Смерть пришла в мир людей, чтобы познать сущность любви и стоит ли из-за неё так переживать, но перепугала и оттолкнула двух женщин, готовых зайти в эксперименте слишком далеко.

Если контакт с блондинкой Стефани наполнен юмором, слишком не за того приняла гостя девушка, то сцена с Алдой, ищущей острых ощущений и получившей их сполна, нагнала на меня жути.

А ведь Смерть почти приняла женщину сполна за ответ на главный свой вопрос – что есть любовь.

Интересная деталь, если в фильме 1998 года упор сделан на романтической (плюс немного бизнеса)) линии Смерть-Любовь, то ранняя история строго посвящена именно поискам ответов на вопросы, ради которых Смерть и взяла трёхдневный перерыв в работе.

Смерть развлекается с гостями и посещает всё, что их волнует. Там, где она, постоянно происходят катастрофы, но люди не гибнут – у Смерти каникулы. Эта часть наполнена юмором, пусть он странновато вписывается в происходящее. Ну, ведь все выжили! Посмеёмся. Кстати, в этих сценах, показывающих, как проводят время богачи, Смерти особенно скучно. Ещё бы, это её привычный режим, её осточертевший конвейер, разве что реакция людей её занимает.

В сценах с Грацией, где должно быть всё пронизано чувственностью, Смерть произносит речи, которые действуют как холодный душ. Грация тоже мастер говорения, она словно под гипнозом или на грани летаргии, при этом постоянно говорит о любви. Или бредит? Какую любовь она ищет? Она в поисках того, что за горизонтом. А уж когда в доме появляется странный и пугающий Сёрки, девушка окончательно определяется с выбором. Именно с ним, этим таинственным незнакомцем, она готова идти туда, где будет царить их любовь. И это, пожалуй, то, чего мне очень хотелось и в современной версии — чтобы Смерть забрала Сьюзен с собой. Но там хотели раздать всем сестрам по серьгам – пусть зрительницы льют сладкие слёзы в финале – оболочка (Питт) остаётся с ними. В этом пункте фильм 1934 года намного жёстче и честнее.

Мне понравилась одна из последних реплик Смерти (1934). Когда все начинают её умолять не забирать юную Грацию с собой, она (он) горько жалуется: «У вас впереди годы, а у меня лишь остаток дня». И это звучит насмешкой над человечеством, у которого жизнь – это миг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *