Когда-то посмотрела триллер «Нет выхода» с Кевином Костнером, Джином Хэкменом и Шон Янг и в той истории Костнер был русским шпионом, которого подставил шеф, убийца своей любовницы. Время буквально утекало с бешеной скоростью, приближая разоблачение русского агента, чей портрет вырисовывался на мощном экране компьютера. Ещё мгновение и станет ясно, кто был последним в постели Шон Янг. Как метался Кевин! Как я за него переживала! Как ненавидела мерзкого Хэкмена!
Позже узнала, что это ремейк фильма «Большие часы», но с поправкой на компьютерную эпоху. Нет, я не бросилась смотреть оригинал. Мне нужно было влюбиться в такой жанр как нуар, посмотреть десятки фильмов и лишь сегодня я дозрела, чтобы, наконец, посмотреть «Большие часы». Делюсь впечатлениями.
Сразу скажу, картина мне понравилась, но не настолько, чтобы затмить ремейк. Постараюсь объяснить.
«Большие часы» показывает мир журналистики, связанный с расследованием преступлений. Газета «Краймвейз» живёт преступлениями. Кто быстрее распутает происшествие – полиция или группа журналистов? Отдел возглавляет талантливый Джордж Страут (Рэй Милланд), у него нюх, как у гончей собаки.
Его помощники работают, как отлаженный механизм и собирают информацию мгновенно, ему достаточно проанализировать данные и домыслить детали. Почти треть фильма посвящена тому, как устроена иерархия газеты, отношениям внутри коллектива и в семье Страута.
Это скучновато. Владелец печатного издания, магнат Дженос (Чарльз Лоутон), мерзкий тип, выжимающий из людей все соки. Служащие находятся под его диким давлением и не знают, где закончится их рабочий день — на улице или в новом кабинете.
У ног хозяина околачиваются преданные собаки, массажист, выполняющий всякого рода задания, выходящие за рамки закона, и Хаген, правая рука, неприятный, отталкивающий.
Хагена играет Джордж Макреди, с которым я познакомилась впервые в потрясающем нуаре «Гильда». Два года спустя он почти повторяет образ, созданный в «Гильде», ничего новенького. Зловещий тип, ни перед чем не остановится, чтобы угодить своему шефу.
Странно, что он не раскусил своего хозяина, не догадался, что он мать родную продаст лишь бы выторговать себе жизнь. У хозяина есть любовница Паулина (Рита Джонсон) и, честно говоря, мне так и не стало понятно, чего она хотела от Дженоса и почему решила его шантажировать, привлекая к сотрудничеству журналиста Страута. В этом месте история резко двинулась в сторону Страута и его семейных проблем. Оказывается, он, будучи женатым почти восемь лет, так и не смог устроить жене медовый месяц.
Его Джоржетта и сын страдают от постоянной занятости мужа и отца и замучились надеяться провести хоть несколько дней с ним вдали от чёртовой журналистики. Но снова не сложилось. Проклятые часы, отмеряющие жизнь по минутам и секундам, вдруг словно притормозили и Страут вместо того, чтобы ехать с женой и сыном, оказался в компании Паулины. Они болтаются по ночному Нью-Йорку, заглядывая во все кабаки и даже антикварную лавку, где Страут покупает очередную картину любимого художника Паттерсона.
Впоследствии этот художник сыграет нешуточную роль в решении судьбы журналиста. Великолепная Эльза Ланчестер играет художника (художницу), она актриса искромётного комедийного дара.
Я видела её в таких фильмах, как «Жена епископа», «Винтовая лестница», «На краю лезвия», «История Бенджамина Блейка», «Ужин с убийством» и восхищаюсь её перевоплощениями. Ланчестер – жена Чарльза Лоутона и в «Свидетеле обвинения» они играют вместе.
Заговорив о жёнах, добавлю, что Морин О’Салливан, которая играет Джоржетту Страут, жена режиссёра «больших часов» Джона Фэрроу. Они родители Мии Фэрроу («Ребёнок Розмари»). Роль Морин О’Салливан совершенно пустая. Она лишь меняет туалеты и ворует время у других актёров, которым есть, что рассказать. Например, интересно бы узнать получше Дженоса. Как он превратился в такого мерзавца, чья смерть меня ничуть не взволновала. Поделом. Повторюсь, невнятно рассказана история Паулины. Почему она решилась на такую опасную игру со своим любовником и зачем стала провоцировать его на ссору и оскорбления. Неужели не понимала, насколько опасен человек с массой комплексов неполноценности?
Дженос, расправившись с Паулиной, не нашёл ничего умнее, как отправиться к верному псу Хагену. Как же он хорошо изучил своего раба, знал, что тот прикроет любую пакость. Главное, за что-то зацепиться. Есть за что.
Когда Дженос от лифта подходил к двери Паулины, он заметил мужчину, убегающего по лестнице. Нет, он его не разглядел, но можно его подставить. Кому поручить такое расследование с подставным лицом? Только что уволенному Страуту! Отказаться от этого дела невозможно, ведь это он, Страут, убегал от Паулины, едва не столкнувшись, нос к носу с шефом. Начинается сумасшедшее следствие, где на кону жизнь самого журналиста.
Эта часть фильма самая волнующая, настоящий триллер и по напряжённости фильмы, «Большие часы» и «Нет выхода» родственны. Именно в финальной части.
Рэй Милланд хорош в роли Страута. Несмотря на сдержанность его игры, я ощущала его напряжённую работу и порой отчаяние. Иногда Страут был на волосок от разоблачения, но какая-то магия охраняла его от неминуемой расправы Дженоса или его пособников. Большие часы (без кавычек в данном случае) – символ. На часах помешан Дженос. Гигантский часовой механизм спрятан в архитектурной конструкции, являющейся достопримечательностью небоскрёба, где располагается газета Дженоса. Внутри этих часов прячется Страут, а за ним, по пятам, идёт массажист-убийца. Жуткая сцена.
Часы как символ неотвратимости, скоротечности и обречённости и переломить этот процесс, кажется, не в силах обычному человеку. А если не терять голову и сразиться с Временем? Вот это и делает Страут в «Больших часах» и персонаж Кевина Костнера в ремейке. Часы и время работают на стороне зла, Дженоса. Победа над временем, это победа над преступником.
Чарльз Лоутон и смешон и одновременно страшен в роли Дженоса.
Эти его усики, которые он постоянно трогает руками, будто они приклеены и он постоянно проверяет, на месте ли они. Толстый, маленький, обладающий властью над людьми, не встречающий сопротивления, он совсем зарвался в своей ненависти к людям. Люди для него лишь средство добыть информацию. Информация — сенсация. А сенсация это увеличение тиражей газеты.
Деньги. Но что ему деньги? Он даже не смог подчинить себе Паулину. Она презирает его, унижает и готова пойти ещё дальше — опорочить перед всеми, разгласив некоторые факты его биографии.
Все актёры выступают в гармоничном союзе, не выбиваясь из динамичного повествования. По Морин О’Салливан я прошлась выше.
Итак, несмотря на мою тотальную любовь к нуару, моё предпочтение остаётся на стороне ремейка. Фильм «Большие часы» хорош несколькими моментами — динамичным финалом, актёрскими работами и картинкой ушедшей эпохи, но сама история уже кажется архаичной.
Однако, возможно, мои впечатления от ремейка стёрлись, ведь я не пересматривала его с тех давних пор. А любовь к Кевину Костнеру осталась, никуда не деться.