Большая ночь \ Big Night (1996) – реж. Кэмпбелл Скотт, Стэнли Туччи

 

Иногда мне попадаются фильмы о еде, и я не могу им сопротивляться – не потому что люблю вкусно поесть, хотя и это тоже, но, главным образом, обожаю смотреть, как готовят, как на глазах происходит магическое превращение из массы ингредиентов то самое блюдо, от которого пальчики оближешь. Фильм «Большая ночь» начался для меня в своей второй половине, когда и началась эта магия приготовления к большому пиршеству. Всё, что происходило до того, мне показалось затёртой до дыр историей, виденной не раз и не два в других картинах. Два брата явились покорять Америку 50-х своей кухней. Имена у них интересные, Примо (Тони Шалуб)  и Секондо (Стэнли Туччи).

Примо – настоящий художник приготовления еды, преданный старинной рецептуре. Он не идёт на компромиссы и не собирается готовить то, что просят американцы – тефтели, макароны и картошку. Для него это равносильно оскорблению – либо вы едите мою кухню, либо выметайтесь отсюда.

Секондо более сговорчивый, ну почему не приготовить ту дрянь, что просят американцы? Ресторан ведь на грани банкротства и к чёрту принципы и традиции. По соседству с ресторанчиком братьев расположился другой итальянский ресторан, хозяин которого, Паскаль (Иэн Холм) так поставил дело, что от посетителей нет отбоя. Паскаль – хитрый пройдоха, и он отлично зарабатывает на псевдоитальянской кухне, давая посетителям то, что они хоть как-то понимают и способны оценить.

Секондо просит у него денег взаймы, чтобы продержать на плаву своё заведение, но у того на уме своя интрига – он обещает братьям такого посетителя, который сделает им сногсшибательную рекламу, и к ним повалит народ. Под такое обещание Секондо устраивает невероятное пиршество с самыми изысканными итальянскими блюдами, живыми цветами в вазах, танцами и зазывает всех знакомых на бесплатный ужин. И приготовление пищи, торжественный вынос каждого блюда в зал – самые лучшие сцены в «Большой ночи».

Или пан или пропал, так подумали братья и устроили пир на весь мир, куда потянулись все участники истории — Паскаль с женой Габриэлой  (Изабелла Росселлини), с которой время от времени спит Секондо, подруга Секондо Филис (Минни Драйвер), с которой он не хочет оформить отношения, а только тискает её в машине и ещё несколько пар, не прочь поесть на дармовщинку.

И, конечно, все ждут главного гостя, музыканта, который так и не явится, потому что Паскаль и не думал его приглашать, ведь после закрытия ресторана братья придут работать в его ресторан или им придётся вернуться домой в Италию. А ещё маленькая месть за то, что Габриэла спит с Секондо.

После провала с ресторанным бизнесом Секондо потерпел фиаско и на другом направлении — отставку у своей подруги Филис, ставшей свидетельницей его нежного поцелуя с Габриэлой. Сцена ночного купания Филис в море одна из самых драматических в фильме. К сожалению, отдельные эпизоды не срослись для меня в целостную историю, которая бы меня поглотила и заставила следовать за её участниками.

Мне понравилось, как показана преданность братьев друг другу, отношения, даже когда они выясняют их в драке. Их дружба важнее всего, и никакая женщина не сможет вклиниться в этот прочный альянс. Вот почему женщины приходят и уходят, а они рассуждают о еде и рецептуре.

Вопрос лишь в том, что они станут делать после большой ночи и полного банкротства. Вернутся домой? Начнут всё сначала? Пойдут с повинной головой к Паскалю? Мне бы хотелось первого. Домой, к родным корням, где не будут заказывать тефтели с макаронами и картошкой.

Фильм «Большая ночь» поставили два давнишних друга Кэмпелл Скотт и Стэнли Туччи. Наверное, Туччи одолел Скотта своими рассказами о настоящих итальянских пиршествах, и тот согласился перенести эти маленькие рассказы на экран.

Фильм наполнен атмосферой, любовью и итальянской музыкой. Режиссёры пытались дать интересные характеры некоторых персонажей. Некоторые получились отменно – например, Кристиано, официант, работающий у братьев. Его сыграл Марк Энтони.

Он словно вслушивается в музыку, которая звучит у него внутри. Тихий и молчаливый. Немой? Но такой тонкий, внимательный, сострадательный. Как бережно он укутал в свой пиджак мокрую Филис. Понравилась цветочница Энн, в которую влюблён Примо.

Она и не надеялась, что он когда-то ей откроется. А он открылся во время большой ночи – она увидела его за работой, истинным колдовством, и была сражена наповал. Так вот какие итальянцы, вот как они умеют покорять женщин – едой!

Паскаль Иэна Холма — Бильбо Бэггинс собственной персоной, такой же хитрый, вздорный, шумный. С удовольствием встретилась с новой ролью Изабеллы Росселлини, которую люблю с «Кузенов», настоящей романтической жемчужины. В её персонаже есть тайна, тоска по несбыточному, мечта о человеке, который заставит её потерять голову, почему-то ковбой)

И, наконец, оба брата Примо и Секондо, сыграны страстно, смачно, с теплотой.

«Большая ночь» не первый и не последний фильм в моём списке про кухню, рестораны, еду. Он приятный во многих отношениях, но «Пир Бабетты» остаётся для меня самым высоким образцом в этом жанре. Непокорённая вершина. Пока.

Читайте мои рецензии на фильмы, связанные с кухней:

Пир Бабетты

Неотразимая Марта

Фрэнки и Джонни

Пряности и страсти

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *