Исторические картины всегда обращают на себя пристальное внимание публики. Наверное, их выходит ничтожно мало. И ещё потому, что одних только костюмов недостаточно, чтобы почувствовать далёкую эпоху.
Если же в эти костюмы обрядились Кейт Уинслет и Маттиас Шонартс, а в режиссёрском кресле Алан Рикман, то держись! Помните незадачливую пару Рикман-Уинслет в «Разуме и чувстве»? А Дженнифер Эль (Лиззи Беннет)? В общем и целом все они собрались, чтобы внести некоторый беспорядок в исторической мелодраме «Небольшой хаос», но вместо этого навлекли массу нелицеприятной критики.
Рецензия Питера Брэдшоу для издания The Guardian, в том печальном числе.
Единственный хаос, где должна вызвать эта скучная и упорядоченная историческая картина, так это в офисе агента Маттиаса Шонартса. Вероятно, именно в этот момент мускулистая бельгийская звезда тарабанит в дверь, вопрошая, для чего его впихнули в эту смехотворную, слабую, театрально пафосную картину. Агент прячется под письменным столом, претворяясь отсутствующим.
Когда-то Шонартс буквально обрушился на наш мир своей потной сексуальностью в таких фильмах как «Бычара» и «Ржавчина и кость». Одно появление Шонартса может вызвать масccовую беременность, настолько ярко выражена его мужественность.
Но вместо этого теперь у него в карьере отвратительно сентиментальный немецкий офицер в сахарно-сиропной «Французской сюите», экзотический персонаж из классической драмы «Вдали от обезумевшей толпы», и «Небольшой хаос» на фоне Версальского двора короля Людовика XIV. Его герой, ландшафтный дизайнер, с длинными локонами и привычкой петь высоким голосом.
Иногда парадоксальный кастинг приводит к интересным результатам. Только не в этом случае. Это как если бы Марлону Брандо, не отдышавшемуся после триумфа «Трамвая «Желание», предложили сыграть Фотерингтона-Томаса в экранизации книг Молсворта, чувствительного, златовласого мальчугана распевающего: «Привет, тучки, привет, небо».
Шонартс играет реально существовавшую историческую фигуру Андрэ Ленотра, французского ландшафтного архитектора, личного садовника Людовика и создателя парков Версаля. Локоны Маттиаса сверкают словно он с утра вымыл их шампунем Пантин.
Кейт Уинслет играет Сабин де Барра, вымышленного персонажа, тоже садового дизайнера. У неё травматическое прошлое, которое нам представляют в бесконечных флэшбэках. Её нанимают в качестве помощницы для создания одного уголка сада.
Главным пунктом фильма является то, что Андрэ помешан на системе и порядке, а Сабин считает, что следует внести такой жизненно важный ингредиент как хаос, чтобы взбудоражить Версаль и сердце Андрэ. По дороге во дворец на своё интервью по трудоустройству она останавливается, чтобы передвинуть горшок с растением, выбив его из строгого упорядоченного ряда.
Этот пустяк должен показать зрителю, каким свободным духом обладает героиня. Фактически это единственный случай, когда Сабин выказывает хоть какой-то интерес к хаосу – её проект хоть и необычен, по сути схематичен и выдержан в идеологическом реверансе по отношению к Королю Солнцу.
Алан Рикман играет самого короля с некоторым налётом юмора и уязвимости. В первой сцене он замечателен и вполне мог переиграть всех вместе взятых. Он фактически мог бы сам стать этим небольшим хаосом.
То же самое относится к Стэнли Туччи в роли проказливого королевского братца, Филиппа Орлеанского.
Но все они жёстко втиснуты в этот кошмарно пафосный мир париков и камзолов и оборок. Хелен Маккрори в роли жены Андрэ – пустая потеря таланта актрисы. Она бессердечна, она занимается интригами. Когда Маттиас глуповато смотрит на свою жену на лестнице, которая планирует очередную каверзу, его взгляд пуст, словно он узнал в ней нашего районного почтальона.
Конечно, всё заканчивается романом между Сабин и Андрэ, таким же сырым, как и всё остальное. Похоже, Шонартс вошёл в исторический карьерный кризис, такой, который навалился на Жана Дюжардена после его «Артиста». Но вполне может статься, что Маттиас Шонартс это бельгийский ответ Мэттью Макконахи, актёру, прошедшему длительный период ужасных сериалов, прежде, чем он получил свой Оскар. Маттиасу отчаянно нужен личный ренессанс.