Просто грех не снять фильм о французской кухне, ещё большее преступление – не рассказать историю об индийской кухне, которая слилась в едином порыве с французскими деликатесами. Кухня как образ, как символ, как отражение человеческих отношений. Конфликт Запада и Востока, поиск компромиссов, наконец, принятие другого мира и в качестве этого признания – Звезда. Звезда Мишлен. Картина «Пряности и страсти» для тех, кто любит романтические истории на фоне горячей плиты, брызжущего масла, острых ножей и бесконечной череды экзотических блюд. И кому, как не Лассе Халльстрёму рассказывать такую историю, когда у него за плечами божественный по вкусу «Шоколад»?
«Пряности и страсти» (или «Путешествие длиною в сто шагов» в оригинале) рассказывает непростую историю большого семейства из Индии. Они все колоритные, дружные. Их мама – душа семьи. Она изумительно готовит, знает множество рецептов и тайну специй. Все секреты она передала старшему сыну Хассану (Маниш Дайал).
В Индии неспокойно и после прихода к власти оппонентов их ресторан под открытым небом разгромили, а сами они едва унесли ноги. Мать вскоре умерла, и вся семья решила покинуть родину. В поисках своего места они сначала устремились в Британию, но затем приехали во Францию. В небольшой деревеньке Прованса произошла знаменательная встреча с Маргерит (Шарлотта Ле Бон) и первое знакомство с чужими продуктами, которые пришлись по вкусу всей семье.
Здесь же в Провансе они нашли огромный дом для всей семьи и для своего бизнеса. В доме вместительная кухня и внутренний двор, где хозяева когда-то сами держали ресторанчик. Дело не заладилось из-за хозяйки дома напротив, мадам Малори (Хелен Миррен), чей ресторан «Плакучая ива» известен на всю округу безупречной французской кухней с традиционной рецептурой.
Как только закипела работа по восстановлению дома и загремела восточная музыка, мадам Малори поняла, что готова к войне – эти приезжие вторглись на её территорию безупречного вкуса и аристократизма. Они принесли сюда свою пахучую кухню, свои громкие песни, свою яркую культуру – им нужно указать на их место. И это место не здесь. Война никому не приносит преимуществ, ведь девушка, в которую влюблён Хассан, Маргерит, работает поваром в ресторане «Плакучая ива». Она снабжает Хассана французскими рецептами, и он осваивает их виртуозно.
После провокаций с обеих сторон и попыток примириться, два лагеря вдруг оказались у черты, за которую мадам Малори решила не заходить. Она давно внутренне признала поварской талант Хассана и начала строить планы, как заполучить его на свою кухню, чтобы заработать вторую звезду Мишлена. Отец Хассана расстаётся с сыном тяжело и с сомнениями, но мадам нашла аргументы. Да и какой отец захочет встать на пути карьеры сына, понимая, что тот обладает талантом и ему надо шагать вперёд? Пройдя школу «Плакучей ивы» Хассан не только завоёвывает звезду для ресторана мадам Малори, но и сам становится звездой, перед которой распахнуты двери самых признанных ресторанов Парижа.
Хассан уезжает в Мекку кухни и разнообразия вкусов и начинает там своё восхождение. Но его ли это место? Его ли это путь? Чего же хочет его сердце?
О кухне снято много картин. Одни лучше, другие хуже. В моём списке есть интересный немецкий фильм «Неотразимая Марта«. Американская картина «Фрэнки и Джонни» подкупает игрой актёров Мишель Пффайфер и Аль Пачино. И абсолютный шедевр «Пир Бабетты».
«Пряности и страсти» — не шедевр. Он красивый, лёгкий и… забываемый, как реклама. В нём есть чуть-чуть страсти, чуть-чуть специй и чуть-чуть милой истории. Его герои такие же красивые и пустые, как в рекламе. Они занимают правильные ракурсы, делают правильные жесты и даже берут в руки ножи, венчики для взбивания и прочую кухонную утварь. При этом ни на минуту им меня не провести в том, что они что-то умеют в кулинарии. Тем более, в высоком искусстве готовки еды. Возможно, они сумеют приготовить на завтрак съедобный омлет, что само по себе уже неплохо. Я, в принципе, благодарна режиссёру за этот лёгкое диетическое блюдо.