Несколько лет назад посмотрела по каналу Культура этот фильм. Я не поклонница немецкого кино — лишь отдельные экземпляры заглядывают ко мне в гости, не задерживаясь. Однако случись ещё раз натолкнуться на «Неотразимую Марту», обязательно стану смотреть. Зацепило. Вроде история не из замысловатых и свежих — (соперники-друзья-любовники) – нет рафинированного национального колорита, что очень ценю в картинах. Но сразила тема – ресторан, битвы на кухне, страсти кипят, как бульон.
Понимаю, что это далеко не «Пир Бабетты», а всего лишь маленький завтрак с пиццей и итальянскими травами, но и он иногда радует душу, как в случае с «Неотразимой Мартой».
Марта (Мартина Гедек) – шеф-повар в небольшом немецком ресторанчике. У неё такой раздражительный характер, что начальство уже не раз советовало ей обратиться к психологу. Когда сестра Марты погибла в автомобильной аварии, осталась девятилетняя племянница Лина, которая так тяжело переживает смерть матери, что отказывается не только разговаривать, но и есть.
Можете представить себе, что ваш ребёнок перестал кушать? Что бы вы ему не предлагали, на всё отказ. Кроме того, что у Мартины возникли серьёзные семейные проблемы, у неё и на работе всё наперекосяк. Видимо, чтобы привнести перчинку в надоевшие всем блюда, хозяин пригласил итальянского повара.
Марио (Серджио Кастеллитто) тотчас же вызвал полное неприятие Марты. Его взяли в качестве помощника Марты с правом увольнения, если итальянец её не устраивает. И он её точно не устраивал, раздражал каждым жестом, всей своей эмоциональным итальянским устройством.
Влюбив в себя всех и каждого, кроме Марты, он умудрился подобраться и к молчаливой и голодной Лине. Исподволь, оттаивая, Марта начинает присматриваться к Марио, что, конечно, предсказуемо в картинах такого жанра, мелодрамах.
Отношения между племянницей и тётей остаются напряжёнными, вдобавок Лина порывается искать родного отца — она знает его имя и где он живёт. Догадайтесь, где, с трёх раз. Правильно, в Италии. Короче, все дороги ведут в Италию. Только-только девочка начинает привыкать к Марте и Марио в качестве отца, как надвигается расставание.
Повторюсь, сюжет предсказуем до каждого сантиметра, но следить за игрой актёров одно удовольствие.
Восхитительно органична Мартина Гедек, привлекательная внешне, она тонко передаёт переживания своей героини. Очень не шаблонный ход со стороны актрисы (и режиссёра) – Марте позволено остаться самой собой до конца картины, её шипы и иголки никуда не делись. Она не превратилась в мягкотелую восторженную дурочку, благодарную уже за то, что на неё обратил внимание итальянский мужичок.
В этом, как ни странно, проявилось главное очарование Марты. Необыкновенно хороша маленькая актриса Максим Фоэрсте в роли Лины. Её игра пропитана нюансами, а каждое движение логично связано с развитием характера. В девять лет так естественно находиться в кадре, не каждому дано.
Об итальянце и говорить нечего – темперамент, напор, юмор, взрывы эмоций, фонтан идей, трюки из рукава. Серджио чем-то напоминает Аль Пачино. Итальянские корни, или… поварская униформа? Сразу почему-то припомнился ещё один фильм о кухне — «Фрэнки и Джонни».
В этом фильме меня несколько выбил из колеи финал. Отыскали отца Лины и отдали ему, полному незнакомцу, ставшую такой родной девочку. Необъяснимо легко нашли этого беглого отца и не задались вопросом, почему же мать девочки не хотела, чтобы он знал о дочери? А вдруг были на то причины?
В общем и целом, финал плохой. Какой-то натужный, сфабрикованный. Лина – единственное, что осталось от сестры. А если ей будет плохо с обретённым отцом? Да разве можно спать спокойно в объятиях Марио, когда такой трудный ребёнок у чужих людей на краю света, который может в любую минуту замолчать или отказаться от еды? Как всё открутить назад?
Кстати, Голливуд не упустил возможность снять ремейк. Если вы видели «Вкус жизни» с Кэтрин Зетой-Джонс и Аароном Экхартом – поделитесь.