Когда вспоминаешь своё детство, то никогда не скажешь наверняка, имело ли место быть то или иное событие. Или это мозг проделывает трюк с твоей памятью. Так и в картине с таким странным названием — «Вне карты» (к пониманию этого названия приходишь по мере повествования фильма). Молодая женщина перебирает свои ценные реликвии, связанные с далёким летом, и мы вместе с нею устремляемся к тому магическому месту вне карты, что свело вместе четверых взрослых и одиннадцатилетнего ребёнка. И, слава богу, что эти воспоминания самые тёплые и поддерживающие силы на всём протяжении жизни. Иначе, зачем туда вообще устремляться?
Для этого рассказа очень важно место истории, Нью-Мексико, именно оно сообщает ту магию и налёт иллюзии – было или не было.
Мы видим семью в час испытаний – Чарльза (Сэм Эллиот), отца девочки, настигла депрессия и треплет жизнь не только ему, превращая в растение, но и жене, и дочке, и близкому другу семьи, Джорджу (Дж. К. Симпсон).
Нехитрое хозяйство заброшено и автоматически перепоручено жене и ребёнку, взрослому и рассудительному не по годам. Да уж, в 11 лет разбираться в жизни дано не каждому! То ли это результат оторванности от остального мира и вынужденному общению только с теми, кого бог послал, то ли уникальности от рождения.
«Вне карты» это история, рассказанная девочкой Бо (отлично сыгранная Валентиной де Анжелис). Её комментарии наполнены житейскими наблюдениями. Она умненькая, хоть и не ходит в школу – на досуге почитывает объёмную книгу «История Испании».
Болезнь отца выбила её из привычной колеи – он с ней не расставался и обучил многим хитростям выживания. Мать Арлин (замечательная Джоан Аллен) делает нечеловеческие усилия, удерживая мужа на краю.
В этот тесный круг попадает человек со стороны, Уильям Гиббс (Джим Тру-Фрост) налоговый агент, чтобы узнать и поразиться, как семья живёт на 5 тысяч долларов в год и не утаивает ли она свои доходы. Ступив на их территорию, он сразу потерял своё тревожное прошлое и сделал фундаментальные открытия в самом себе, настоящем.
«Вне карты» это история о том, как мало надо для счастья, она негромкая, и рассказана с правильным ритмом и интонацией. Конечно, это заслуга замечательных актёров и прежде всего молодой Валентины, которой вовсе не 11 лет, как её персонажу Бо, а целых 15. Это, кстати, ощущается.
Очень порадовал режиссёр Кэмбпелл Скотт, которого я знала только как актёра в мелодраме с Джулией Робертс «Умереть молодым» и в картине «Под покровом небес» Бернардо Бертолуччи.
Теперь я запомню это имя и в качестве хорошего режиссёра – он умеет поддерживать интерес зрителя к истории своих героев, а ландшафты Нью-Мексико настолько восхитительны, что сразу понимаешь, как высоко ценит красоту Кэмпбелл Скотт.