Морской ястреб \ The Sea Hawk (1940) – реж. Майкл Кёртиц

О, этот фильм смогут осилить только такие любители старого кино, как я! И, конечно же, поклонники Эррола Флинна. Мне он очень понравился в фильме «Одиссея капитана Блада», также по роману Рафаэля Сабатини. И сразу совет – смотрите фильм в чёрно-белом варианте. Я смотрела его раскрашенным, где цвета наезжают друг на друга, делая изображение нечётким.

«Морской ястреб» слишком длинный для того времени, более двух часов. Думаю, эта растянутость за счёт батальных сцен, впечатляющих по своим масштабам, но мне хотелось видеть больше романтических отношений между главными персонажами истории – капитаном Торпом и доньей Марией. По Гамбурскому счёту картина смотрится хорошо, это настоящее кино, без фальшивых синих экранов, да и атрибуты вызывают восхищение, например, огромные парусники галеоны.  Что касается актёров, то они отработали свои зарплаты потом и кровью, особенно гребцы.

Итак, «Морской ястреб», сумасшедшие приключения времён правления королевы Елизаветы, 16 век. Испания – царица морей и диктует законы на суше и на море, но великая морская слава Англии не за горами, хотя пока что королеве приходится лавировать и ущемлять собственную гордость. Королева сыграна Флорой Робсон («Чёрный нарцисс») и она даже внешне похожа на недавно ушедшую королеву Елизавету.

У королевы несколько протяжённых сцен, в которых хорошо прослеживается, как она правит Англией. Воровство и грабежи, если они пополняют казну, поощряются. Вот почему она заигрывает с каперами, пиратами. И самым отчаянным из них, практически адмиралом английского флота, капитаном Торпом (Эррол Флинн). Сцены с ним, где королева явно неравнодушна к его чарам, а он уж точно пытается её очаровать, наверное, самые интимные.

В них она просто женщина, а не правительница. И симпатяга Торп не просто её служка, а и доверенное лицо. Нет, не вообразите себе чего-то лишнего. Просто Голливуд именно так преподносит историю, чтобы было понятно зрителю в самом последнем ряду – этакий междусобойчик в государственном измерении. Испания грабит американских индейцев, вывозя золото целыми судами, а королевские пираты, в свою очередь, грабят испанцев. Королева возмущена, но не очень. Она держит фасон перед испанским послом доном Хосе (Клод Рейнс).

Посол настолько обнаглел, чувствуя за спиной всю мощь испанского флота, что даже пытается поучать Елизавету. Его король втайне готовит нападение на Англию, уже сформирована Великая Армада, и на английский трон метит один из министров Елизаветы, лорд Волфингем. В финальной сцене между лордом и Торпом, нельзя не восхититься фехтовальным мастерством партнёров. Обожаю такие сцены в кино. Думаю, эта страсть у меня с фильмов про Зорро. (Мне когда-то нравился Антонио Бандерас и Ален Делон в этой роли. Но в моих фаворитах отныне и вовеки веков Зорро в исполнении Тайрона Пауэра. Обязательно посмотрите фильм «Знак Зорро» 1940 года).

Эррол Флинн идеален в роли отчаянного пирата Торпа.

Он в отличной физической форме. Ему, правда, ещё не хватает актёрских навыков игры лицом. Местами оно выражает пустоту, причём, в самый неподходящий момент — объяснения в любви с донной Марией. Это его глуповатое выражение отлично пародирует Кери Элвес в «Парнях в трико» Мэла Брукса. Я об этом упоминаю всякий раз, когда речь заходит о Флинне, но поверьте, он мне очень симпатичен в главном, безудержном оптимизме, который буквально лучится в его глазах. Он настолько бесшабашен на экране (и в жизни!), в нём такая энергетика, что устоять невозможно. И неважно, умеет он играть лицом или нет, хороший он актёр или нет – он стал эпохой. Он актёр, которого ждали, чтобы воплотить на экране именно таких героев как Робин Гуд, капитан Блад или Торп. Флинн рано ушёл из жизни — ему было всего пятьдесят. Люди, окружавшие его, вспоминают его как комету, чей час короток, но ярок.

Фильм заставляет меня выбирать между плохими и очень плохими грабителями, что нетрудно, поскольку в стане испанцев нет кого-то отдалённо похожего на капитана Торпа с его безотказно работающим обаянием. И когда Джеффри Торп попадает в плен во время неудачного грабежа на суше, я переживаю, сможет и он совершить побег с испанского галеона вместе с преданной командой. Пленники прикованы к брусьям и только смерть может освободить таких гребцов от нечеловеческого труда.

Голливуд в то время ещё не был помешан на показе красивого мужского тела. Актёры, даже звёзды первой величины, не могли похвастать мускулами своего живота, шесть кубиков придут через десятки лет и станут фетишем кинематографа. У Флинна нет этих пресловутых параметров, но на него приятно посмотреть.

Правда, меня смешит его нелепый паричок, он словно прилеплен к голове, не растрепывается на ветру, не придёт ему особый шарм. Этот манящий  образ появится в более поздних картинах этого жанра с обязательной распахнутой на груди белоснежной рубашкой и развивающимися на ветру длинными до плеч волосами. И обязательно загорелый торс.

В любви капитан Торп очень робок. Команда над ним подшучивает, считывает все его сомнения и страхи. Племянница испанского посла Мария пленила сердце капера.

Повторюсь, очень мало сцен между влюблёнными, катастрофически мало, чтобы фильм воспринимался гармонично. Бренда Маршалл в роли Марии сильно напоминает мне Деми Мур. Не красавица. Но она достойно отыграла трансформацию своего персонажа — от полного неприятия Торпа, даже отвращения, затем зарождающейся любви и, наконец, влюблённой всем сердцем девушки.

«Морской ястреб» поражает своей эпичностью. Это большое полотно, на котором, кроме впечатляющих морских боёв и экспедиции сквозь непроходимые джунгли, нашлось небольшое местечко для романтической истории капитана Торпа и доньи Марии.

P.S. Мне интересен актёр Клод Рейнс, который играет испанского посла. Я видела его в драме «Вперёд, путешественник!», «Дурной славе» и знаменитой «Касабланке». Собираюсь посмотреть «Приключения Робин Гуда», где он снова с Эрролом Флинном и Оливией де Хэвилленд. В планах – «Обман», «Вне подозрений», «Мистер Смит едет в Вашингтон» (как я могу пропустить такое кино!) и «Мистер Скеффингтон». Обязательно поделюсь впечатлениями с вами, мои дорогие читатели.

P.S. У нас на блоге есть рецензия на фильм режиссёра Майкла Кёртица «Одиссея капитана Блада» и «Милдред Пирс» — не пропустите)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *