Вперёд, путешественник \ Now, Voyager (1942) – реж. Ирвинг Раппер

«Вперёд, путешественник» – великолепная мелодрама с незаезженным сюжетом и главными героями, вызывающими восхищение. Их решение сегодня может показаться нелепым, но эти двое знали, как сохранить свою любовь. Шарлотта Вейл говорит Джерри, своему любимому: «Не будем просить луну с неба, ведь у нас есть звёзды

“Вперёд, путешественник” и «Всё о Еве» начинают пробуждать во мне огромную симпатию к Бетт Дэвис. Она просто великолепна в своем преображении из гадкого утёнка в прекрасного лебедя. А ведь могло бы ничего такого не случиться, не окажись рядом Лизы, невестки, которой было не наплевать на судьбу Шарлотты (Бетт Дэвис). Случайно или нет, но она приводит в дом своей суровой свекрови доктора Джекуита (Клод Рейнс).

В его психологической помощи очень нуждается Шарлотта. Мать совсем задавила своим деспотизмом. Когда в гостиной появляется молодая женщина, уже ясно, что с ней не всё в порядке. Её нервы на пределе, она, как загнанный заяц, вся трепещет. Её одежда ужасна, словно с чужого плеча. Её лицо, причёска – всё кричит о преждевременной старости и полной убогости.

Только вот её мать, миссис Вейл, похоже, всё устраивает. Доктор беседует с Шарлоттой у неё в комнате и ставит свой диагноз – больна. Тяжело больна. Удивительно, но мать разрешает ему забрать Шарлотту в «Каскад», его пансионат. Несколько месяцев вдали от матери сразу приносят свои плоды, пациентка расцветает и она практически здорова. Но если её вернуть снова в те же условия, то рецидив неизбежен. Лиза и здесь приходит на помощь – у неё есть план отправить Шарлотту в большой круиз – пусть она как можно дольше будет вдали от матери. И это первый выход Шарлотты в свет.

Благо о деньгах речи не идёт, она богатая наследница, и невестка помогла девушке с покупками нарядов, причёской и всем остальным. Эти походы остались за кадром, и когда Шарлотта выходит из своей каюты, чтобы присоединиться к группе туристов, она вызывает у всех, и у меня в том числе, настоящий шок. Как же она красива! Точно такую же реакцию это вызвало и у Джерри (Пол Хенрейд), пассажира круизного лайнера. Его интерес к Шарлотте просто бешеный.

Казалось, история перетекает в безоблачный круизный роман. Но не тут-то было! Мужчина сразу сообщает о своей семье, жене и двух дочерях-подростках и даже показывает семейную фотографию. В ответ Шарлотта показывает свою. На вопрос: «А где же вы на этом снимке?», Шарлотта резко выдаёт: «А вот эта тётка с густыми бровями в страшном платье».

За этим следует короткий рассказ о себе, лишённой любви матери, и пребывании в психиатрическом пансионате доктора Джекуита. Новый знакомый, Джерри, очень нежный и внимательный человек. Может показаться, что он выделил Шарлотту только из-за её красоты. Но не только поэтому. Она как-то напомнила ему младшую дочь Тину, которую так же не любит мать, его жена. Девочке всего двенадцать лет, но мать её не хочет замечать, и вся любовь отдана старшей дочери. Думаю, это притянуло Джерри и Шарлотту – схожесть ситуации, эмпатия, желание понять и защитить. Отличный фундамент для будущих отношений. Только вот будут ли отношения? Когда Джерри показал  семейную фотографию, где его жена выглядит совсем не красавицей, подумалось, что ему уйти от такой проще простого. Но, как оказалось, не для него. Он повязан чувством долга не только перед дочками, но и женщиной, которая родила ему этих детей. Такой же принципиальной оказалась и Шарлотта. Она всё поняла, не настаивала и не требовала, хотя между ними было всё оговорено – они любят друг друга беззаветно. И обречённо.

Есть ли выход из этого тупика? Он видит выход только в её замужестве на достойном человеке. Вроде такой подвернулся – богатый, родовитый Эллиот Ливингстон (Джон Лодер), и даже мать Шарлотты одобрила эту партию. Но после нескольких встреч с Эллиотом девушка прямо ему сказала, что они не будут вместе счастливы, а значит, и не к чему огород городить.

Не знаю, моё мнение так менялось на протяжении картины. Мне так хотелось, чтобы что-то произошло, и они бы оказались вместе. Зачем такие трудности между любящими людьми? Почему нужно страдать? Мне трудно понять и принять такое решение, возможно, я не цельный человек, как Джерри и Шарлотта, и могу размениваться по мелочам. Может, и правильно, что ни он, ни она не захотели ранить близких людей? Ведь Шарлотта нежданно-негаданно получила невероятный подарок от той семьи – Тина, дочь Джерри, стала её другом. И даже больше. Дочерью.

Между ними установились такие доверительные отношения, что ребёнок, страдающий без материнской любви в родной семье, обрёл, наконец, тёплый очаг. К этому очагу имеет право прийти и отец девочки. И это, вероятно, станет самым главным в их жизни – совместное воспитание Тины. Вот только смогут ли эти двое устоять и не отдаться своим чувствам?

Узнала интересные моменты о съёмках картины – Бетт Дэвис и Пол Хенрейд отлично поладили не только на площадке, но и в жизни остались хорошими друзьями. Они вместе с Клодом Рейнсом сыграли в другом фильме Ирвинга Раппера – «Обман» (хоучу посмотреть!).

Пол и Клод снялись в «Касабланке», где вместо Ингрид Бергман должна была сниматься Бетт Дэвис.

Пол Хенрейд сам вскоре стал режиссёром и снял Бетт в своей картине «Двойник», где играет также дочка режиссёра, Моника Хенрейд.

Для названия фильма «Вперёд, путешественник» взяты слова американского поэта Уолта Уитмена

«The untold want by life and land ne’er granted,
Now, voyager, sail thou forth, to seek and find»

«Сокрытая жизнью тайна и неизведанная страна ждут тебя.

Вперёд, путешественник, расправь свой парус. Ищи и найдёшь».

Воистину Шарлотта совершила путешествие всей своей жизни. Не погналась за луной и получила звезду, которая останется с ней по жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *