Давно собиралась посмотреть этот фильм. Много о нём слышала. Вуди Аллен. Прямая аналогия с пьесой «Трамвай «Желание», которую я очень люблю. Кейт Бланшетт. Из всех пунктов осталась только Бланшетт, изумительная, великолепная, потрясающая – Оскар точно получен заслуженно. Всё остальное шатко, картонно. Больше всего подвёл Вуди Аллен. Он, хитрец, выехал ровным счётом на одной роли, да и ту порядком обкорнал, сведя к бесконечному повтору одних и тех же эмоций. Да, сразу понятна мораль сей басни о том, как жесток, материалистичен и пуст мир нью-йоркских богачей и, кстати, Жасмин (Жанетт) ничуть не лучше всей своей компании, где продадут мать родную.
Жасмин купается в роскоши, которую обеспечивает скользкий, как угорь, муженёк. Алек Болдуин пуст в этой роли, как барабан. Ему совершенно нечего играть, его истории нет как таковой. Его ничуть не жалко, и вовсе не жалко Жасмин с её постоянным бокалом водки в одной руке и таблетками в другой.
Мы видим её в самом начале фильма в самолёте, где она, не закрывая рта, рассказывает первой встречной попутчице о своей роскошной жизни. Она летит к своей сестре в Сан-Франциско, потерпев полный крах в Нью-Йорке. Жасмин сама приложила ручки, чтобы оказаться в той плачевной ситуации. В моей голове крутится присказка, которая очень подходит для случая Жасмин – пить меньше надо. Воистину, как не потерять рассудок, если постоянно себе что-то наливать в стакан? А таблетки? Вот ничего и не видно за этими шорами. Или не хочется видеть? Жасмин хвастливо повторяет своим приятельницам, что не вникает в финансы своего мужа. У неё дел по горло – вечеринки, благотворительные приёмы, дома, забота об интерьерах, покупки. Ей некогда вздохнуть. Не жизнь, а сказка, где она порхает, словно фея, помахивая волшебной палочкой. Работа феей вошла в плоть и кровь и, как бы она ни старалась, ей не удастся вписаться в реальность.
Кейт Бланшет очень естественна в роли Жасмин, когда та на светских приёмах и в тяжёлые моменты её жизни, где она с великим трудом собирает остатки разума. Последняя сцена фильма, где она сидит на скамейке, рассказывая свою историю никому, в пространство, самая впечатляющая.
Почему-то она напомнила мне сцену из «Фореста Гампа», но там люди с удовольствием слушали историю чудаковатого гения, здесь же случайная слушательница уползла прочь, понимая, кто такая эта Жасмин. Давно поняла Жасмин и её сестра, Джинджер (Салли Хокинс), но добрая по натуре, она продолжает верить в сказки, которые ей рассказывает сестра. Джинджер – простая, без амбиций, и мужики в её жизни ровно такие же. Она давно уступила Жасмин пальму первенства, признавая её неоспоримые таланты и полностью ей доверяя.
В картине целая галерея персонажей, которыми Вуди Аллен так любит наполнять свои картины. К сожалению, все они пустышки. Картинный и нелепый Дуайт (Питер Сарсгаард), встреченный Жасмин на вечеринке мужчина с амбициями государственного деятеля из этого числа.
Если говорить о сходстве «Жасмин» с «Трамваем «Желание», то оно прослеживается, но в каком-то карикатурном виде. Бланш антипод всему, что представляет Стэнли Ковальски. Но Жасмин не вызывает даже сочувствия, не говоря уже о жалости, которую чувствуешь к Бланш Дюбуа. Да и парень Джинджер, Чили, далеко не монстр, как Стэнли. Но Бобби Каннавале играет роль именно Стэнли — столько знакомых поз а-ля Марлон Брандо, но всё очень мимо. Кстати, вспомнила, что Алек Болдуин играл Стэнли Ковальски в «Трамвае «Желание» в телевизионной версии 1995 года. А Кейт Бланшетт воплотила роль Бланш на театральных подмостках, так что эта роль ей очень близка.
Если обобщить, то «Жасмин» это картина о том, что происходит, когда ты живёшь в придуманном мире, а потом вдруг оказываешься в реальном. Жасмин застыла в своих мечтах и не может с ними расстаться, как та актриса немого кино в знаменитом шедевре Билли Уайлдера «Бульвар Сансет».