Увольнение до полуночи \ Cinderella Liberty (1973) – реж. Марк Райделл

Как я рада, что дала ещё один шанс актёру Джеймсу Каану после моего разочарования его игрой в фильме «Глава вторая». В «Увольнении до полуночи» он прекрасен! Ну, невозможно в него не влюбиться. Джон Бэггс, герой Джеймса Каана, американский вариант Александра Блинова из «Выйти замуж за капитана». Это моё личное мнение, не навязываюсь.

«Увольнение до полуночи» оставляет сильное впечатление, уж очень много всего придётся разгребать боцману Бэггсу, взвалил на себя тяжёлую ношу. Но когда читаю в Википедии о том, что Каан мастер 6 дана каратэ Госоку Рю, обладатель титула Сокэ Дай International Karate Association, то понимаю, в этой истории он выйдет победителем.

Если честно, я не очень люблю фильмы с сюжетом, где хороший паренёк влюбляется в проститутку (во втором поколении, как признаётся сама героиня) и заставляет её поверить, что существует совсем другая жизнь. Особенно меня бесит история, рассказанная, например, в «Белом дворце».

В «Увольнении до полуночи» Джеймс Каан играет молодого человека, бывалого морского волка, прошедшего Вьетнам. Его судно заходит в Сиэтл, где он должен пройти медицинское обследование. Но он не только не дождался результатов обследования, доктор умудрился потерять его медицинскую карту (как выяснится почти в конце фильма, дело просто завалилось за шкаф). Пока будут искать личное дело, запрашивая военное ведомство, уйдёт несколько недель, поэтому Бэггса определяют в транзитный отдел на работу – патрулирование улиц. Судно уходит без него, Бэггс ждёт новое назначение и знакомится с городом.

Он заходит в бар и играет с местной проституткой Мэгги (Марша Мейсон) в бильярд. Ставит 50 баксов.

У неё таких денег нет, но он готов взять натурой. Мэгги ведёт его в свою квартирку, где в соседней комнате спит девятилетний сын. Визит Джона в эту комнату сразу показывает его сущность – он нежный, добрый и стыдливый человек. Мэгги всё это впервой и вызывает усмешку. Или усмешкой прикрывается удивление. Джон успевает заметить всё – убогость, и грязь, горы немытой посуды, пустой холодильник, где лежит единственное яблоко и початая бутылка виски. Полная разруха. Когда Джон уходит, он замечает, что мальчик сидит в постели. Моряк говорит ему: «Прости, парень, что разбудил тебя». В ответ слышит: «Пошёл или я пырну тебя» и в темноте блеснуло лезвие ножа. Серьёзный сынок у Мэгги.

В этом городе у Джона есть ещё одно особое дело, он ищет бывшего взводного по имени Форши, который выпил немало крови у Бэггса, и ему очень хочется набить морду бывшему начальнику. Встреча происходит случайно, Форши также периодически ночует в транзитном отделе. Форши блистательно играет Илай Уоллак.

Драка заканчивается не только примирением, но и разговором по душам. Форши хвалится тем, что хотел из молокососов сделать настоящих бойцов, а потому так издевался над ними. Но у Джона другое мнение: «Ты просто получал от этого удовольствие». Эта встреча не случайна в длинной цепочке контактов Джона в Сиэтле.

Картина «Увольнение до полуночи» населена такими живыми людьми, что хочется с ними поговорить по душам. Как случилось, что Форши, отдав все годы служению страны, остался без пенсии и работает вышибалой в каком-то стриптиз-баре? Горечь вызывает его простой рассказ о неудачном стечении обстоятельств.

Но самая горькая история у Мэгги. Казалось бы, забудь, Джон, всё, что понял о её жизни. Ну, невозможно это изменить. Выпивоха, шлюха, дрянная мать. Когда Джон, чтобы убить время, катается на колесе обозрения, над ним случайно (?) оказываются два мальчишки. Они пьют пиво, ругаются матом и обсуждают поведение чьей-то матери. Джон догадывается, что это сын Мэгги.

То, как Джон разговаривает с мальчишкой, как ведёт себя с Мэгги, понятно, что он и есть тот мужчина, который им нужен. Он и есть тот отец, который нужен Дагу (Кирк Колэуэй). Он починит велосипед, научит играть в баскетбол и расскажет о корабельном устройстве.

Даг зовёт Джона «проповедником», но видно, как ему нравится, что в его жизни появился такой человек. Парадокс, но, похоже, свобода и вседозволенность ему осточертели.

Фильм «Увольнение до полуночи» не рождественская история. Ситуация, в которой оказались все персонажи, не из лёгких. Помыв посуду и сварив обед, не исправишь то, что стало порочной привычкой. А Мэгги привыкла не быть матерью.

Марша Мэйсон в этой роли настолько точна, что в ней узнаются десятки никчемных мамаш, которых встречаешь ежедневно на улицах.

Объясним её испуг, когда Джон начинает занимать какое-то пространство в её жизни.

Она боится праведников. Боится, что он будет ей указывать, что делать и чего не делать.Только я уверена, что уже давно пора ей это указать, слишком её подростковый возраст затянулся.

Джон – чистюля и даже не выносит бранных слов. Казалось бы, сказочка. А я верю ему. Он говорит, что это каждодневный внутренний труд – выгребать из себя грязь. Он с особой любовью вспоминает отца, которого не стало, когда ему было почти столько же, как и Дагу, сыну Мэгги. С отцом связаны самые лучшие воспоминания, а вот отчим оставил в памяти горький след.

Мне понравились сцены с социальным работником мисс Уоткинс (Эллин Энн Маклери), и мне стыдно, что Мэгги лишилась пособия как мать-одиночка из-за своего наплевательского отношения к сыну. Поразительно, что её вообще не лишили материнских прав. Мэгги у меня вызывала такие бурные чувства, что хотелось несколько раз её побить. Но Джон говорит ей: «Я никогда не ударю тебя, Мэгги». Да, повезло тебе, дорогая.

На мой взгляд, в фильме лишний эпизод с беременностью Мэгги. Просто ненужный. Снова показать зрителю, какая бестолочь, эта женщина? Непутёвая, неблагодарная и совершенно безалаберная – всё это уже понятно с первых кадров картины, зачем было усугублять? Давать ей такой приз, Джона, за её отвратительное поведение? Ну, скажем, немножко слишком. Зато финал картины просто блестящий – провернуть такую операцию ради Дага и Мэгги да ещё и доставить радость своему взводному Форши, ну разве не умница этот Джон Бэггс? Умница, настоящий полковник!

И ещё я радуюсь, что моя коллекция семейных фильмов пополнилась отличным фильмом, где показан настоящий мужчина. Не слюнтяй, не тип, сражающийся с собственными демонами, а живой хороший человек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *