Тротуары Лондона \ Переулок святого Мартина \ Sidewalks of London (1938) – реж. Тим Уэлан

Этот стародавний фильм привлёк меня тремя актёрами – Чарльзом Лотоном (Лоутоном), Вивьен Ли и Рексом Харрисоном. Вивьен Ли видела в «Унесённых ветром» и «Трамвае «Желание» и хотелось посмотреть её ранние работы. Оказалось, что роль певички и танцорки Либби очень похожа по характеру на её Скарлетт.

Ради успеха на сцене она предает своих друзей, которые подобрали её на улице в самый для неё тяжелый час. В этой хрупкой красотке столько амбиций, что ей везде тесно – в комнатке, куда привёл её неудачник Чарльз (Чарльз Лотон), на улочках Лондона, где она пробует петь и танцевать в компании уличных актёров. Ей тесно и на сцене профессионального театра. Думается, такой персоне и Голливуд покажется недостаточно масштабным. А ведь взялась эта девушка прямо ниоткуда. Нашлась на тротуаре перед освещёнными окнами театров.

Она бродила в своей потрёпанной одежде, но с претензией на моду, выжидая, когда двери театра распахнутся, и в народ выйдет популярный артист, а она получит вожделенный автограф.

Автографы можно купить, да только за душой у девушки ни гроша. Рядом, прямо на тротуаре среди людей и потока машин, выступают актёры-любители. Среди них Чарльз, смешной, толстый, некрасивый.

Он декламирует сложные монологи из пьес Шекспира с огромным воодушевлением и пафосом. Прохожая публика равнодушно взирает на вереницу сменяющихся концертных номеров. Вот если бы попасть туда, где волшебное действо на настоящей сцене. Либби (Вивьен Ли) не гнушается ничем, чтобы урвать монетку-другую. До того, как оказаться на улице, она работала посудомойкой, а до того жила в приюте для сирот. Эти факты она неохотно выкладывает Чарльзу после неудачной попытки стащить его уличный заработок и серебряный портсигар у случайного посетителя бара. Этот обкраденный человек станет для Либерти мостиком в театральный мир.

Она стремится попасть туда, предавая друзей и партнёров. Чарльз ведь не только приютил её и дал ей работу, он предложил ей руку и сердца. Но она получила другое предложение, более выгодное, чем жизнь с ним и танцы на тротуаре в компании двух приятелей Чарльза с собачкой. Прентис (Рекс Харрисон) не собирается жениться на Либерти. Его устраивают их отношения без брака, где он полновластный хозяин положения.

Но вот устраивают ли такие хлипкие отношения Либби? Успех двигает её всё выше и выше. Природная хитрость, прагматизм и наличие некоторого дарования помогают ей выбраться из болота, в котором она бы увязла с Чарльзом.

Чарльз, напротив, не стремится попасть в свет рампы. Ему по душе уличные импровизации и здесь он сам себе царь и бог. Он бесхитростная душа и живет одним днём. Наверно можно так жить, когда находишься на содержании престарелых родителей) Белоснежное бельё, скатерть на столе и сытный завтрак. Мне осталась непонятна его семья, отец, мать и маленькие дети. Почему у таких старых родителей такие крошки? По сюжету Чарльзу 39 лет, он как раз годится в сыновья этим старикам. Они позволяют ему заниматься своим любимым делом, но пользы от него никакой – он не приносит в дом ни пенни. Мать к нему слишком снисходительна. Отец же против того, чтоб он водил к себе женщин. В его-то годы? Звучит смешно и противоестественно. Чарльз в целомудренных отношениях с Либби, своей подружкой, что тоже вызывает недоумение. Первая попытка её поцеловать обернулась её криками и сопротивлением..

Не думаю, что она чертыхалась и сопротивлялась, когда попала в объятия Прентиса.

Подвожу итоги. Мне понравилась игра всех актёров – и главных, и второго плана. Приятели Чарльза, Фрэнки с собачкой терьером и Джентри с его губной гармошкой и кодексом джентльмена.

Он не простил Либби предательства – она не только их бросила, обманув, но и украла мелодию, которую сочинил Джентри. Даже костюмерша спрашивает у Либерти, не смущает ли ее, что мелодия украдена Прентисом у уличных артистов. Но с неё, как с гуся вода. Она только отряхивается, пробиваясь наверх. Только вот не ждёт ли её наверху ледяная пустота и полное одиночество?

P.S. Чарльза Лоутона люблю давно – с его режиссёрского нуарного триллера «Ночь охотника», а также блестящей роли в «Свидетеле обвинения».  «Большие часы», «Вождь краснокожих», «Подозреваемый»

Рекс Харрисон великолепен в картине «Призрак и миссис Мьюр».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *