Ещё один фильм от режиссёра «Винтовой лестницы» и «Горького и сладкого», и снова я не разочарована. Снова нуар (чему удивляться, когда Роберт Сьодмак – отец родной этого жанра), благодатный исторический фон (эдвардианская Англия), отличная история, интересные главные персонажи и даже линии второго плана хорошо проработаны. Туман, убийства, шантаж, запретная любовь. И восхитительная игра Чарльза Лоутона.
Не часто, но бывает, что в картинах про убийства симпатизируешь не жертве, а убийце. Говоришь мысленно потенциальной жертве: «Нарываешься, голубушка. Получишь либо яду, либо колышком по башке. А ведь есть ещё и крутая лестница в доме, откуда легко скатишься и костей не соберёшь. Поди, разбери, толкнули тебя, или сама оступилась».
Мы знакомимся с главным персонажем Филиппом Маршаллом (Чарльз Лоутон) в его привычной обстановке – дома, с невыносимой женой Корой (Розалинд Иван) и на работе в табачном магазинчике, где он служит бухгалтером. У него взрослый сын, Джон, у которого лопнуло терпение, и он сбегает из отцовского дома, чтобы больше не вступать в контакт с матерью. И можно только посочувствовать парню.
Но отец-то не сбежит, ему деваться некуда. В постоянных скандалах, когда обе стороны высказывают друг о друге самое нелицеприятное, мы узнаём, что все тридцать лет пара находится на передовой, обстреливая друг друга самой тяжёлой артиллерией.
Сто раз возблагодаришь бога, что уродилась в другую эпоху и не надо тащить цепи ненавистного брака до «пока смерть не разлучит нас». Что постоянно напоминает Кора своему мужу. А если что не так, завелась женщина или какая другая напасть, то супруга пойдёт прямо к нему на работу и всем расскажет, какой у неё муженёк.
И ведь завелась… Случайно в магазинчик поисках работы зашла красивая молодая леди. Мэри (Элла Рейнес) умеет печатать даже на самых новых машинках. С сожалением пришлось ей отказать, но затем, увидев её плачущую в парке, Филипп предлагает ей пообедать и даёт адрес другого магазина, где, возможно, её примут.
Так начинается дружба двух, казалось бы, несовместимых людей. Он – старый, некрасивый, солидный. Она — молодая, привлекательная. Но его доброта, сдержанность, достоинство не оставили Мэри равнодушной, так же, как и меня. Маршалл – симпатичный человек во всех отношениях. Любящий отец, он терпелив с отвратительной супругой, его уважают и сослуживцы, и соседи. Ему нечего скрывать, вся его жизнь, как на ладони и не ждите, что он утаивает какую-то свою страшную тайну. Её нет. И вот такого святого человека терроризирует жена Кора и подталкивает его к трагическому поступку.
Конечно, можно предположить, что когда-то всё обстояло совсем не так, что любовь иссякла. Но верится с трудом, и во время выяснения отношений Филипп говорит жене: «Давай признаем, что наш брак – ошибка. Давай проживём последние годы жизни раздельно». Посыпались угрозы испортить жизнь Мэри, сообщив о любовной связи с женатым человеком. Веришь, что такая ведьма сдержит слово. И не улыбаемся. На дворе начало 20 века, инквизицию и аутодафе никто не отменял. Филипп, беспокоясь за судьбу своей подруги, с которой чисто платонические отношения, говорит, что надо прекратить встречаться. Но жене этого мало, она хочет вечного покаяния от мужа.
Мы не видим, как происходит убийство. Режиссёр показывает нам полного решимости Филиппа, взвешивающего в руке прогулочную трость. Затем сцена похорон, где присутствует и сын Джон. Мне кажется, он не очень расстроился, что мать упала с лестницы. Сказано жестоко, но честно. Кажется, что Филипп Маршалл может теперь выдохнуть и начать обустраивать свою жизнь с Мэри, но всегда есть кто-то сомневающийся. На сцене появляется полицейский Хаксли из Скотланд-Ярда, дотошный и неприятный.
Он давит на совесть Филиппа, выискивая его слабые места. Совесть и есть самое слабое звено у Маршалла. Поговорив с соседом Маршалла, Симмонсом, пьющим типом, у которого всегда наготове кулак для своей жены, полицейский спровоцировал ещё одну смерть. Симмонс решил поживиться за счёт Филиппа и стал его шантажировать, грозясь лжесвидетельствовать в полиции о ссоре супругов накануне падения Коры с лестницы. Ещё один мерзкий тип, получивший по заслугам.
Не менее неприятен и сам Хаксли, представитель закона, использующий грязные трюки, чтобы вывести на чистую воду Маршалла.
Он является на пароход, отплывающий в Канаду, чтобы шантажировать Филиппа арестом миссис Симмонс за убийство мужа. Всё это Хаксли придумал, но его история идеально легла на растревоженную душу Филиппа, не вызвав ни сомнений, ни вопросов.
Он спускается с трапа парохода, отплывающего через несколько минут, и спокойный, сосредоточенный, направляется прямо к зрителям. Ясно, что он готов отвечать за свои поступки.