Несмотря на такое тривиальное название (разве не все расследования сыщика связаны с приключениями?), я бы отнесла этот фильм к одному из лучших. Он снят другим режиссёром, у него интересный сюжет с двумя линиями и авторство этих линий принадлежит профессору Мориарти, который снова примеряет на себя корону главного преступника Англии.
Очень приятно увидеть совсем молодого Бэзила Рэтбоуна и неувядающего толстячка Найджела Брюса, он, как никогда, хороший помощник своему другу. Фильм очень красиво снят, так и чувствуется сгущающаяся атмосфера страха, а газовые фонари и туман добавляют какой-то жуткой безысходности. В этот фон изумительно вписывается тонкая игра актрисы Айды Лупино, знакомой мне по двум фильмам сериала «Коломбо» («Коломбо: Лебединая песнь«, «Коломбо: Короткое замыкание«) и «Пока город спит«.
Фильм начинается с заседания в суде, где присяжные единогласно оправдывают профессора Мориарти. Он принимает это оправдание как должное. На последних секундах в зал врывается Шерлок Холмс с ценными доказательствами вины обвиняемого.
Но поезд ушёл. Дважды судить по одному и тому же делу запрещает закон. Профессора освобождают, он предлагает Холмсу подвезти его на Бейкер Стрит. В кэбе происходит завязка сюжета – Мориарти обещает Холмсу, что совершит невероятное по размаху преступление, при этом уведёт сыщика по ложному пути, не дав ему опомниться и собраться с мыслями. Это звучит как вызов. Холмс вызов принял. Затем нам дано заглянуть в обиталище главного преступника Англии, и оно разочаровывает – ничего страшного, таинственного или экзотического – хозяин обожает садоводство и трепетно относится к своим растениям. Всю сцену сопровождает заунывный звук на каком-то латиноамериканском инструменте, похожем на флейту. Звук этот ужасен, а в дальнейшем выяснится, что это погребальная песнь древних инков. Мориарти отправляет своего гонца с рисунком в семью Брендон. На рисунке изображён покойник с птицей в горле.
Получив такой рисунок Энн Брендон (Айда Лупино) сразу обращается за помощью к Шерлоку. Всё необычное вызывает его пристальное внимание. Девушка рассказывает, что это прислано её брату, Ллойду.
Что десять лет назад их отец был убит на улице похожим способом и именно в эти майские дни. Брат пребывает в полном параличе от страха. Тут врывается некий господин и обрушивается на девушку с упрёками – она не имела право показывать рисунок Шерлоку, это его, адвоката, дело защищать Ллойда. Выясняется, что Хантер это семейный адвокат, да ещё и жених Энн. (Кстати, если говорить об их браке, то я считаю, этот человек, такой холодный и расчётливый, совсем не пара этой чуткой и тонкой натуре, нигде по ходу повествования он не проявил по отношению к ней какую-то особую теплоту. Только попрёки и дежурные увещевания).
Но девушка ничуть не смущена и даёт ему резкий отпор, соглашаясь на помощь знаменитого сыщика. Для Хантера это неприятный момент. Появляется ещё один посетитель, главный казначей сокровищницы Тауэра, где хранятся все артефакты власти – короны, скипетры, безумные коллекции драгоценностей.
Рэмсгейт говорит Холмсу, что получил странную записку накануне, не понимает, что могут означать эти каракули, но его это напрягает, потому что в порт пришёл очень ценный груз – гигантский изумруд для пополнения сокровищницы. Не будет ли Холмс так любезен присутствовать при водворении этого сокровища на постоянное место. Холмс обещает, но при этом весь его ум устремлён в события вокруг девушки и её брата и ему совсем нет дела до изумруда.
Надо сказать, что эта часть самая страшная во всей истории. Не могу представить, как такая хрупкая девушка смогла пройти через череду ужасов и сохранить рассудок. Причём, все вокруг обещают поддержку, но в самый жуткий миг она остаётся один на один с необъяснимым кошмаром.
Да и сам Холмс мне показался каким-то ускользающим угрём. Она постоянно молит его: «Мистер Холмс, вы не оставите меня?» «Нет, мисс Брендон» — говорит сыщик и резво убегает из её особняка в свой уютный дом на Бейкер Стрит, где пиликает на скрипочке, подбирая такое сочетание резких звуков, что, возможно, прибьёт мух в его стакане.
Ещё больше меня возмутило поведение Леди Конингэм, к которой Энн Брендон отправилась на приём по совету Шерлока. В принципе, как приманка. К этому времени брата уже нет в живых, он убит тем же изуверским способом, что и отец, девушка вся растерзана, еле двигается от страха в ожидании полночи. Хозяйка же настойчиво отправляет её спать, вместо того, что сесть рядом с ней и успокоить. Это просто садизм.
Конечно, сразу начинается кошмар, заунывный звук флейты, от которого хочется броситься со скалы в море. Энн выбегает в сад, где тьма и туман и шаги того, кто закрутит на её шее верёвку.
Слава богу, Холмс, кажется, в этот раз не опоздал. Ватсона рядом нет, Холмс отправил его вместо себя в Тауэр, чем взбесил казначея. Охрана бесценного изумруда состоит из каких-то болванов, которые и подтвердили этот статус в дальнейшем.
И понятно, что среди них затесался Мориарти и его задача остаться наедине с сокровищами, когда все покинут помещение. Так смешно выглядит сцена, где алчный профессор выковыривает драгоценные камни и складывает их в какой-то мешочек.
Но Холмс уже успел расправиться с таинственным делом Брендонов и летит на всех крыльях в Тауэр. Без него некому сохранить сокровища нации. Эта линия менее всего меня впечатлила, и, на мой взгляд, хватило бы одной, но Мориарти пообещал Холмсу преступление века, а значит, смотрите!
В этом фильме уже наметился характер глупого и никчемного инспектора Лестрейда. Пока сериал нащупывает идеальный образ того, кто будет присваивать себе все победы Шерлока.
Здесь он под именем инспектора Бристола и не имеет ещё ярко выраженного характера, который в дальнейшем блистательно раскроет Дэннис Хоуи. Также впервые появляется миссис Хадсон, и её отныне будет играть Мэри Гордон.