Пять вечеров — лучший фильм Никиты Михалкова.
Это несомненный шедевр режиссёра Никиты Михалкова. Фильм снят по пьесе Александра Володина и мне удалось посмотреть её в нескольких вариантах в театре. Сразу скажу – именно михалковский вариант мне ближе всего по духу. Возможно это из-за великолепных актёров, сумевших передать тоску и одиночество очень взрослых людей, которых развела война. А может всё дело в физически осязаемой атмосфере ранних 60-х, тщательной детализации в одежде, интерьерах. Или в музыке, сопровождающей историю. Но вероятнее всего – сложилось всё вместе, и родился уникальный фильм ретро, в который погружаешься с головой и трудно расстаться с интересными персонажами, и хочется знать их историю до самого последнего атома.
Где пропадал Ильин столько лет?
Всё в этом фильме замечательно, кроме одного – отсутствует главный решающий факт из жизни Ильина, которого играет восхитительно прекрасный Станислав Любшин. Почему режиссёр решил не говорить нам, зрителям, где пропадал Ильин целых восемнадцать лет. Из интервью Александра Адабашьяна, автора сценария и исполнителя роли инженера Тимофеева, ясно, что не хотелось ему и Михалкову говорить о том, что сразу после войны Ильин попал в лагеря. «Либо об этом надо заявлять в полный рост, как Солженицын, либо не говорить вообще». Мне, лично, такая позиция показалась странной.
Получается, думать об Ильине невесть что, это в порядке вещей и гораздо правильнее, чем сказать, что реально с ним случилось? Выходит, что он бросил женщину, которую очень любил и где-то проболтался почти два десятилетия, свалившись к ней на голову, как зимний снег. И что ей объяснить? В недоумении зритель, в полном недоумении Тамара Васильевна. Вот это, пожалуй, единственный момент, который меня напрягал во время просмотра «Пяти вечеров».
Весь сюжет картины укладывается в пять вечеров, что проводит Ильин в комнате Тамары в качестве квартиранта.
Как он попал к ней? Совершенно случайно – готовясь отпраздновать встречу со своей подругой Зоей (замечательная роль Валентины Теличкиной), он выглядывает из её окна и видит женщину из своего давнего прошлого. Она проходит мимо и скрывается в соседнем доме. Не мешкая, Ильин бросается за ней следом. Это прошлое настолько для него важно и значительно, что он не задумывается над тем, как его поймут обе женщины.
И конечно, Тамара сразу узнала в этом пришельце с того света свою юношескую любовь. Это его она проводила на фронт, отрывая вместе с ним часть собственного сердца. Это ему писала письма на фронт. И это его стука в дверь она ждала все эти годы. Их встреча, словно бой боксёров на ринге. Она застёгнутая на все пуговицы с лицом маской, и он, нагловатый, с вызовом.
Кто они теперь? Что осталось от той девчонки, которая бежала за грузовиком? Простила ли она его? И осталась ли их прежняя любовь? А он сам. Что чувствует он по отношению к этой новой женщине? На протяжении пяти вечеров они проходят все стадии отчуждения и сближения, когда оба понимают, они по-прежнему любят друг друга, и их любовь не умерла.
Людмила Гурченко в роли Тамары поразительно реалистична. Зная, как актриса любила своих родителей и особенно отца, можно предположить, что она жила их жизнью. Что выткала образ Тамары Васильевны из воспоминаний родителей.
Не пропуститеЧитайте нашу рецензию на еще один великолепный фильм с Людмилой Гурченко в главной роли: Любимая женщина механика Гаврилова
Из реплик Славы, племянника, которого Тамара воспитала как родного сына, возникает характер Тамары, очень верного человека, надёжного и бескомпромиссного. Она любит, но при этом не связывает любимого по рукам и ногам.
Недаром Слава кричит Ильину, увидев, что тот, как воришка, убегает из дома, чтобы не встречаться с Тамарой и не выяснять отношения: «Вы думаете, она вас не отпустит? Да, Тамара отпустит!» Но Ильин слишком напуган собственными чувствами, чтобы верить какому-то мальчишке. А вот зритель верит. Тамара действительно любит и не привязывает любимого к себе.
Метаморфозы Ильина изумительно переданы актёром. Любшин очень тонкий актёр, нервный, эмоционально глубокий. Для меня одна из самых поразительных сцен, когда он поёт песню Юлия Кима «Губы окаянные». Вернее, поёт Сергей Никитин, а Любшин проживает текст. В этом эпизоде вся правда о герое – его одиночество, его страшный человеческий опыт, его желание снова быть нужным ей.
Очень нравится, как сыграл Игорь Нефедов Славу. Этот мальчик тоже яркая часть характеристики Тамары – каким отличным парнем она его воспитала. Без отца, без мужчины – но все самые лучшие мужские качества в нём уже заложены навсегда.
Картина «Пять вечеров» это ностальгическое путешествие в прошлое – со всеми деталями быта коммунальной большой квартиры. Но замечательно то, что герои и их отношения вовсе не выглядят каким-то анахронизмом. Они все живые люди и то, как они общаются друг с другом, что чувствуют, вызывает огромную симпатию и интерес. Картине 35 лет, а она по-прежнему манит своими образами. Значит, она явно удалась.
Интереснейшая история создания фильма Пять вечеров (1978). Рассказывает сам режиссер Никита Михалков и его актеры:
PS: Читайте так же наши статьи:
Не перестаю поражаться Михалковскому гению. Какое-то врождённое чутьё. Я все собираюсь но никак не посмотрю этот фильм. Теперь уже точно засяду на выходных. Прекрасная рецензия.
Нужно отдаться картине, не сопротивляясь, только тогда получится получить от неё всё, что заложил режиссёр. Меня эта картина постоянно цепляет своей атмосферой. И посмотри этот фильм о том, как снимали картину сразу после самой картины. Они очень друг друга дополняют.
Поняла. Я так и думала что надо подготвиться ).