Сколько замечательных картин снял режиссёр Пётр Тодоровский! Даже если бы он снял всего лишь одну картину «Весна на Заречной улице», для меня было бы достаточно. Но у него ещё есть «Военно-полевой роман», «Интердевочка», «Городской романс». В который раз смотрела его и «Любимую женщину механика Гаврилова» и не могла насмотреться. Согрелась от его истории, такой душевной, близкой по крови и романтической. Режиссёр – неистребимый романтик, его истории всегда о любви мужчины и женщины. Поразительно, как он захватил меня своим Гавриловым, которого нет до последних секунд в картине.
Конечно, когда смотришь в который раз, знаешь, кто такой Гаврилов и ждёшь, когда его выгрузят из милицейского газика с оборванным рукавом, но в белоснежной рубашке. Обаятельный до головокружения Сергей Шакуров. Но в первый раз это, как паззл. Кто такой, чёрт возьми, Гаврилов? Где он? Почему он не пришёл на собственную свадьбу к Рите, женщине своей мечты?
К такой женщине! Именно вокруг Риты сплетается весь клубок историй, и в течение полутора часов я с жадностью поглощаю эти незабываемые образы, у которых свои невероятные истории и хочется их продолжения. Рите сорок, и она считает, что встретила мужчину своей жизни. Она не хочет замуж ради галочки, только любовь. Гаврилов такой мужчина. Рыцарь без страха и упрёка, кавалер, романтик. Он корабельный механик и плавает по всему свету. И понятно, что свою мечту он не упустит. Как судьба его завела в фотоателье, где Рита работает фотографом? Как они умудрились прочитать свою совместную дорогу в короткие минуты общения? Любовь, как факел, вспыхнула в их сердцах. Потом его сумасшедшие телеграммы.
Вот этим она и жила до дня свадьбы, уверенная в нём, как в самой себе. И он не пришёл. Гости, очень близкие люди, гадают, они заинтригованы – как, почему – читайте все мои вопросы выше. И такой тяжёлый день для Риты и её дочери-подростка, перед которой разворачивается реальная история любви и, возможно, предательства. Через поступки других людей, их реплики, понимаешь, почему Рита обречена быть счастливой. И только с Гавриловым. Трогательно-доверительные отношения с дочерью говорят об атмосфере в их маленькой семье. Они понимают друг друга, и дочь хочет видеть мать счастливой. Она верит в Гаврилова. А как же иначе, если мать любит этого человека.
Все вокруг Риты озабочены только одним – куда же делся этот пресловутый Гаврилов? Что это за человек такой, кто смог так возмутить покой Риты? И когда она приводит на свадьбу случайного мужчину и выдаёт его за Гаврилова, все сразу смекают – это не он, это подмена, это не тот экземпляр, ради которого Рита готова пуститься в семейное плавание.
Рита проходит все степени отчаяния в течение дня ожидания своего мужчины. Её посещение судна, где он работает механиком, произошло от полного отчаяния. Неужели он испугался и прячется от неё в трюме? Она задаёт его начальнику полный горечи вопрос: «Что он за человек, Гаврилов?» и получает ответ, который она сама знает – «хороший человек». И я это знаю тоже. Весь фильм об этом, об очень хороших людях – пусть не очень счастливых, не очень понятых близкими.
Весь ансамбль актёров замечателен – Евгений Евстигнеев в роли дяди, хитрый, проницательный. Всеволод Шиловский в роли Паши, давнего друга Риты, мечтающего стать для неё чем-то большим. Михаил Светин в роли музыканта, отвергнутого женщиной, случайного знакомого. Наталья Назарова в роли подруги. Она завидует такой любви, но быстро усваивает урок – на безрыбье и рак рыба, а значит, надо любить того, кто рядом.
В роли мятущейся Риты Людмила Гурченко. Как же я люблю эту актрису! Гурченко настоящий хамелеон нашего кинематографа, актриса безбрежного таланта. На её лице в минуту проходит столько эмоций, сколько у некоторых не увидишь за всю их жизнь. Это страстная актриса. Чисто русская душа. Образ Риты, кажется, словно слеплен с самой Людмилы Марковны.
И сам Гаврилов. Звать его Лев. Лёва. Это он заварил всю кашу, которую расхлёбывала его любимая женщина. Но сцена их разговора сквозь стекло потрясающа! Сколько теплоты в его глазах и даже слёзы: «Прости меня, любимая. Я всё понимаю. Я шёл к тебе, я бежал, я летел. Но никак не мог пройти мимо хамов. Ведь они могли бы и тебе испортить настроение, а этого я допустить не мог». В общем, вы можете вложить свой монолог в уста (глаза) Гаврилова. В них столько понимания. Он, наконец, добрался до своей мечты. К моей радости.
Прекрасный фильм, тоже его очень люблю. Нужно пересмотреть.