На нашем блоге я пишу только о зарубежном кино и может создаться впечатление, что русское кино мне не нравится категорически. Это абсолютно не так, и мои близкие знают, что я настоящая фанатка русского кино, подчеркну, Советского. Мне кажется, что страшный водораздел пролёг с началом пресловутой Перестройки, и сегодня пропасть только увеличивается. Поэтому не удивляйтесь, что в моём списке нет фильмов ни 90-х, ни двухтысячных. Мне дорого моё время, чтобы тратить его попусту, я лучше почитаю книгу или пересмотрю старое доброе Советское, либо Американское кино. Конечно, фильмы, которые выбрала, трудно назвать Советскими фильмами единственно о любви, но если назвать пост «Мои любимые Советские фильмы«, то можно открывать новый блог.
Я включила в свой импровизированный список те фильмы, где, на мой взгляд, изумительно сыграны любовные сцены, где есть истинная химия между актёрами. Список этот далеко не полный, и мне очень хотелось бы услышать ваши комментарии по фильмам этого периода (до конца 60-х).
Картины выставлены в хронологическом порядке, начиная с самого отдалённого по времени, без намека на приоритетность.
Первые пять фильмов из моего списка — лучшие советские фильмы о любви:
1. Весна на Заречной улице (1956) – режиссёры Феликс Миронер и Марлен Хуциев
Диву даюсь, как можно было создать произведение такой силы, где и быт, и запрос времени на грамотность, и классовое столкновение, всё настолько гармонично, что не вызывает скуки. Но больше всего поражает любовная линия – очень смелый вызов – сталевар влюбился в свою учительницу и пытается доказать, что он достоин её. Сашу Савченко играет поразительно органичный Николай Рыбников, икона 50-х.
Я анализирую свою к нему любовь и не могу прийти к однозначному выводу – он совсем не Ален Делон, и физически он малопривлекателен. То, что происходит, когда он появляется в кадре, можно объяснить только его личным магнетизмом.
Вот он смотрит на Татьяну Сергеевну, вот пытается ухаживать за ней, вот он целует свою первую пассию, вот он слушает Рахманинова, понимая, как далека от него Татьяна Сергеевна со своими интересами, вот он видит карточку Александра Блока на столе учительницы, думая, что это её возлюбленный. Везде, в каждой сцене, обаяние Рыбникова буквально льётся с экрана. Надо сказать, что он не утратил его и двадцать лет спустя в романтической комедии «Выйти замуж за капитана».
Нина Иванова в роли учительницы едва ли дотягивает до высокого уровня работяги Рыбникова, но, по крайней мере, она старается.
Милая, скромная, недоверчивая, не очень разбирающаяся в людях, однако, такая живая, такая нестандартная девушка.
И ещё… Как я рада, что фильм раскрасили. Мне всегда не хватало красок, он так много терял. И как восхитительно расцвела весна на Заречной улице после раскраски. Любопытно, что одним из операторов в фильме выступил Пётр Тодоровский, чьё имя ещё появится в моём списке. Да, и музыка Бориса Мокроусова изумительно вписана в канву фильма.
Продолжаем пост старые советские фильмы про любовь следующим фильмом:
2. Дело было в Пенькове (1958) –режиссёр Станислав Ростоцкий
Да уж, обойти Вячеслава Тихонова никак не удастся. Мало того, что я без ума от его аристократического Андрея Болконского, так он и в роли тракториста не менее хорош. Сколько юмора и бесшабашности в его персонаже. Жил себе на деревне Матвей, красивый парень, разбивал сердца девкам, собрался жениться, думая, что любит.
А появилась в деревне образованная городская девушка Тоня (Майя Менглет — дочь восхитительного актёра Георгия Менглета), и пришла настоящая любовь. Опять, как и в «Весне на Заречной улице», показана «неравная» любовь. Как мне помнится из уроков истории, в стране болезненно приживалась программа уравнивания города и деревни, рабочего класса и интеллигенции, поэтому так важно было показать отношения между представителями разных классов.
Не очень грамотный гегемон (рабочий класс) стремится к знаниям и любви высшего порядка и находит всё это в девушке из города, приезжей, умной, образованной и порядочной.
Интересно, что в фильмах 70-х намечается другой тренд – рабочая среда перевоспитывает интеллигенцию, открывая ей глаза на всю пошлость и вульгарность мира потребления, в котором она, интеллигенция, прозябает. Извините за долгое отступление.
Не знаю, как будет функционировать любовный треугольник после выхода Матвея из тюрьмы, и здесь режиссёр либо стопроцентно верит, что он переродился и для него жена (Светлана Дружинина), и ребёнок стали своеобразной охранной грамотой против любви Тони, либо все герои вдруг разлюбили друг друга и могут сосуществовать в стерильной обстановке.
Либо Матвей собирается жить на два фронта, что противоречит кодексу строителя коммунизма. Фильм обожаю за страстность героев, за их искренность и сумасшествие. Один из моих любимых и это невзирая на открытый конец. Может, я излишне придираюсь к финалу?
3. Проводы белых ночей (1969) – режиссёр Юлиан Панич (по рассказу Веры Пановой)
Этот фильм значит для меня очень много. Он просто символ Ленинграда. Так же как и Юрий Каморный. Ещё живя в Казахстане я увидела в «Проводах» улицы, на которых буду жить, работать, просто гулять и актёра, по которому мы будем рыдать всем Инженерным замком в ноябре 81-го после его трагической гибели.
Но в 69-ом он ещё на первой ступени своего восхождения. И сразу такая сложная роль — Валерик, журналист не лишённый таланта, но слишком ленивый и равнодушный, чтобы сделать себе имя, продвинуться в профессии. Он предпочитает использовать взрослых умных женщин, которым наплевать на его беспринципность, потому что они сами его развратили, соглашаясь на подачки.
Валерик – яркий представитель интеллигенции с самой омерзительной чертой – пусть другие работают, а я буду только брать. Некоторые сцены больно и неудобно смотреть. Американский критик Роджер Эберт утверждал, что именно такие сцены являются сутью кинематографа – давать зрителю почувствовать неудобство, неловкость за героя (или героиню). Сцена, где Нина знакомит своего друга с братом, зашкаливает по ощущению стыда за поведение Валерика. И таких сцен множество.
Актриса Галина Никулина (Нина) такая нежная, тонкая, умеющая малыми средствами передать море чувств. Её Сонечка Мармеладова на сцене театра Ленсовета самая лучшая Сонечка на свете.
Но есть очень неприятный момент, и вы уже, вероятно, его обнаружили в кошмарных скриншотах — фильм сохранился в безобразном качестве. По сегодняшним меркам просто преступление, что фильм не могут реставрировать. Печально. Такая же участь постигла огромное количество Советских картин — либо картинка ужасна, либо звук, а то и всё вместе.
4. Каждый вечер в 11 (1969) – режиссёр Самсон Самсонов (сценарий – Эдуард Радзинский, музыка Эдуарда Артемьева).
Интересно, что после картин с большим количеством поднятых перед зрителем нравственных проблем, фильм «Каждый вечер в 11» кажется совершенно пустым. В нём только один посыл – замечайте людей вокруг себя, будьте внимательны к людям, возможно, рядом с вами работает человек, который создан для вас, которого вы безуспешно ищите многие годы.
По большому счёту, этот фильм как зарисовка, как моментальный снимок, как кусочек любимой мелодии.
Не будь в нём отличных актёров Михаила Ножкина и Маргариты Володиной, не знаю, попал бы он вообще в мой список. Мне нравятся долгоиграющие истории, рассказанные с толком, с расстановкой.
Но в нём ощущается время. Так же, как и «Проводы белых ночей», его никогда не перепутаешь с фильмами поздних 70-х.
Эта история не о молодёжи. Главные герои уже хорошо знают жизнь и даже несколько в ней разочаровались. Он и она. Знакомство по телефону и долгие разговоры о самом сокровенном с совсем незнакомым человеком. Кто первым решится сломать барьер анонимности и увидеть собеседника в живую? А если это твой сослуживец, с которым ты работаешь, бок о бок, ни один год и едва его выносишь? Превосходно сыграно зарождение доверия, дружбы и более глубокого чувства, любви.
Бесподобная музыка и пейзажи моря, о которых можно только мечтать, потому что и этот фильм ужасного качества.
5. Ночной звонок (1969) режиссёр Валериан Квачадзе
Советский кинематограф может похвастать замечательными телевизионными фильмами. «Ночной звонок» из этого числа. Люблю эту картину. Она буквально заставляет бросить всё и мчатся к своим родным, проведать их. Живёт себе номенклатурная семья, муж, жена и непутёвый сын. В их размеренную жизнь однажды врывается ночной звонок с печальной новостью о смерти матери. Надо ехать на похороны.
В деревне они встречают бывшую невестку (Валентина Малявина), очень удивлены, что она явилась на похороны, не подозревая, что именно она была настоящим чутким другом чужой бабушки.
Возможно, здесь нет особой химии между молодыми персонажами, бывшим мужем и женой, но мне нравится, как шаг за шагом они нащупывают почву под ногами, пытаясь понять друг друга и, может быть, вернуть то, что когда-то так их связывало. И ещё бесподобна «умершая» бабушка в исполнении Веры Марецкой, актрисы такого мощного дарования, что о ней надо писать отдельно. В ней играет каждая морщинка.
К сожалению, и этот фильм в ужасном качестве. И здесь я готова поспорить с теми, кто считает, что фильмы не надо раскрашивать. Пусть лучше раскрасят, чем они совсем уйдут в небытие.
А как вы считаете?
Шикарный пост, шикарные фильмы! Волнует только одно, это достояние народа будут восстанавливать, оцифровывать, убирать артефакты старой пленки и улучшать картинку?!
Почему наши фильмы в таком ужасном состоянии?
Надо обратиться к нашему министру культуры (не шучу), он, по-моему, слишком озаботился политическими и кадровыми вопросами, совсем забыв, что теряем наследие, за которое отвечаем перед вечностью.
Спасибо за замечательнейший пост! Согласна с Вами,что очень сложно найти достойный фильм в «новой» России.
Особенно люблю из Вашего списка №1 и №2. На Тихонова могу смотреть как на Фассбендера-долго и влюбленно. Это лучший Матвей Морозов, лучший Болконский, лучший Мельников ,лучший Штирлиц,лучший Стрельцов, лучший Иван Иванович из возможных. Никого в этих ролях не представляю,кроме него.
О боже, я написала имя любимого литературного героя с ошибкой! Какой позор! Спасибо, что Вы так тонко мне намекнули на это.
Для Тихонова в моём словаре не хватает эпитетов, так он прекрасен. В нём всё неповторимо и особенно его голос. Слава богу, что его не дублировали, как это было принято раньше. Надо сказать, что голос актёра это часть его образа, а потому так обидно, что мы лишены этого с иностранными актёрами — их голос всегда дублирован и редко дублёр подобран идеально. Например, голос Майкла дублируют слишком мужественно, идентифицируя голос с его мужественно-суровой внешностью.
Например, в Советнике мне ужасно не понравился голос русского дублёра (некто Исаев), очень безликий.
Я тоже Рыбникова очень люблю.
Хотелось бы добавить фильм Молодая жена.
Да, Катя, согласна, Молодая жена подходит к этому списку.
Потрясающая подборка фильмов ! Лично мне, после перестройки, фильмы которые нравятся, можно по пальцам пересчитать. Не тот сейчас кинематограф !
Спасибо, Елена! Конечно, полностью с Вами согласна. Не тот кинематограф. Вот ещё два списка с советскими фильмами о любви https://yaokino.ru/tri-filma-o-ljubvi и https://yaokino.ru/i-snova-o-ljubvi-v-sovetskih-filmah