Недавно, с удивлением узнала, что мой любимый фильм был раскритикован в пух и прах сразу после премьеры. Главные хулители (авторитетные литературоведы и театралы того времени) были возмущены трактовкой режиссера Рязанова пьесы Островского «Бесприданница». По мнению мэтров, фильм недостаточно изобличает пороки, более того, местами пороки выглядят так соблазнительно, что сопротивляться им нет ну просто никакой возможности.
Что особенно для меня странно, активно ругали и актерскую игру Гузеевой, которая казалась им недостаточно профессиональной. А некоторые (видимо подслеповатые) критики все ни как не могли разглядеть, чем же Лариса (в исполнении Гузеевой) так привлекает всех этих мужчин.
За актрису просто-напросто обидно. Вероятно, как раз ее профессиональная неопытность и позволила ей сыграть так искренне и так живо, что особенно оттеняла мастерская игра ее партнеров. Она же там чудо как хороша, юна, красива, глазищи эти колдовские.
Лично же я считаю, что это тот уникальный случай, когда экранизация на голову превзошла литературный оригинал.
Рязанов, конечно, «добавил огня» в характеры персонажей, но кто из непредвзятых зрителей посмеет сказать, что это не пошло на пользу сюжету? «Бесприданницу» я не перечитывала с юности, а «Жестокий романс» пересматриваю регулярно и каждый раз гарантированно испытываю восторг. Вот ну по пальцам одной руки могу пересчитать такие фильмы, которые можно смотреть многократно и удовольствие от просмотра никуда не испаряется.
Есть в фильме одна режиссерская хитрость, ключевую роль в нем играет музыка, а точнее старинные романсы. Поет по сюжету Лариса, но голос принадлежит Валентине Пономаревой, известной в Союзе исполнительнице романсов. И это что-то невероятное, что эти песни творят, просто душу переворачивают, а на романсе «А напоследок я скажу» я каждый раз натурально рыдаю. Не будет преувеличением сказать, что большУю часть обаяния Ларисы составляет голос Пономаревой.
Я абсолютно уверена, что этот фильм противопоказан в юном возрасте. Он для взрослых и совершенно напрасно его показывают школьникам на уроках литературы. В детстве все персонажи там воспринимаются плоско, односложно, а если еще и учительница по литературе заранее подсказала как «правильно» трактовать события, то шаблонное восприятие гарантировано. И получается, что почти все мои ровесники видели этот фильм именно так и теперь, к сожалению, к нему не возвращаются.
Смешно в данном случае описывать сюжет, но у меня там есть два любимых героя, про которых хочу сказать отдельно:
Во-первых Карандышев! Ну, ребята, Мягков просто гениален, я вообще считаю, что его Карандышев — это самая сильная роль во всем фильме. Какие страсти раздирают этого жалкого клерка, сколько он эмоций дает одним выражением лица? А эта его иступленная погоня на лодке!? Воистину говорят, не загоняйте в угол маленького человечка.
Мягков же чуть не погиб в этом эпизоде с преследованием Ласточки. Он так вошел в состояние Карандышева, так неистово работал веслами, мча отбивать любимую женщину у Паратова, что попал под лопасти парохода и пошел ко дну вместе с лодкой.
Во-вторых, Мокий Парменыч! Люблю его исключительно за две его фразы: «Для меня невозможного – мало», «И полное обеспечение до конца дней». Петренко сыграл роскошного Кнурова, никого другого в этой роли не могу представить. Это мой второй, после капитана Блинова, любимый мужской характер ))).
Да что говорить, в фильме вообще нет «проходных» ролей. И Фрейндлих хороша и Проскурин и даже Михалков со своими избитыми приемчиками оказался совершенно к месту. Да там даже эпизодические герои оригинальны.
В общем, срочно все бросайте и пересмотрите фильм! Это 100% шедевр.
Спасибо, спасибо за эту статью — картина любимая, смотрю её часто через душевную боль и сострадание. Поразительно, но с годами понимаю, что предложение Мокия Пармёныча самое щедрое и справедливое. Думаю, сегодня от него не отказалось бы 99.9% женщин. В исполнении Петренко он человечен, добр, а главное, ценит женскую красоту очень высоко — он истинный хозяин жизни. Лариса Гузеева фантастически красива, но мне не нравится, что её дублирует Анна Каменкова, чей голос так надоел в бесконечных дублированных ею фильмах, что мне стал портить весь образ Ларисы Огудаловой. Видимо, Рязанов счёл голос Гузеевой недостаточно нежным, если отдал эту роль на дубляж другой актрисе. Жестоко. Вообще, Гузеева из разряда нераскрытых талантов — он блестящая комедийная актриса, в ней бездна страсти. Вспоминаю её позднюю картину «Наследницы», где она с Верой Глаголевой и др. делит наследство. Очень здесь на месте Михалков — в нём такое злобное обаяние, что хочется кричать: «Лариса, беги». Но, к сожалению, она побежала не туда и не к тому. Фильмы Рязанова славятся прекрасной музыкой — почти всегда это гениальный композитор Андрей Петров и великой литературой — в этом фильме это и Киплинг, и Цветаева, и сам Эльдар Рязанов («Любовь — волшебная страна») и его любимица Белла Ахмадуллина («А напоследок я скажу…»).
Не знала, что за Гузееву еще и говорят, а не только поют. Странно, на мой взгляд, похоже Рязанов был не большого мнения о ее способностях в принципе. А она объективно хороша в этом фильме, ну не к чему придраться.
Да Мокий Парменыч просто мечта, правда понимаешь это только с возрастом ))).
Там все герои чуть более человечны, чем это предполагалось у Островского, отсюда и живость картины и волны негатива у театралов.
Песни незабываемы, я когда натыкаюсь где-нибудь на один из этих романсов, сразу сажусь фильм пересматривать. Я уже наизусть его знаю.
Ты очень верно отметила игру Андрея Мягкова, очень я его люблю и не только здесь, но и в каждой картине. Так заставить зрителя корчиться от стыда за своего героя, это надо обладать недюжинным талантом. Рязанов тонко поймал это противостояние большинства и Карандышева, а между ними бьётся Лариса, и все молчаливо созерцают, куда кривая вывезет. Более того, это большинство и толкает Карандышева на такие поступки. И даже мать участвует в этом фарсе, подыгрывая то одним, то другим.
Из удачных экранизаций классики могу ещё отметить «Мой ласковый и нежный зверь» Эмиля Лотяну с сумасшедшей музыкой Евгения Доги по рассказу Антона Павловича Чехова. Ну, и много раз помянутые «Обломов», «Неоконченная пьеса» — это, правда, навскидку…
Вот не соглашусь, что Карандышева на его дикие выходки толкает большинство, в первую очередь это его собственные демоны. Что меня и поражает в этом персонаже, как он раскрывается по ходу сюжета. Откуда то появилась спесь, реваншизм и даже жестокость по отношению к Ларисе. Как же долго он все это в себе копил, что оно таким фонтаном неуправляемым из него полезло.
Тоже люблю Жестокий романс. И все-таки больнее всего следить именно за Карандашевым, поскольку его поведение и мотивы понятнее и драматичнее.
Тут в чем штука, выбор его кандидатуры на роль жениха Ларисы, это ведь что называется из грязи в князи. Учитывая мощнейшую конкуренцию за нее , это вызов. А тут либо надо вызов принять и ему соответствовать (пытаться соответствовать) , либо в кусты (отказаться от притязаний). Выбор в сторону принятия вызова это для человека подобного Карандашеву его сословия, его положения в обществе это самый отчаянный, героический и даже отмороженный поступок в его жизни. Но штука в том, что ставки и вызовы на этом его пути продолжают повышаться. Вплоть до самой высокой.
Да, он в глазах окружающих может и не соответствовать этой роли, но он пытается, более того, он отлично понимает, что у него получается нелепо, неправдоподобно, но обратного пути для него нет, он как камикадзе идущий на таран американского авианосца. Пожалуй, именно несгибаемая эта его решимость и отсутствие вариаций в этом его пути вызывают к нему симпатию и сопереживание, даже боль.
Полный фатализм и обреченность выбранного Карандашовым пути понятна и ему самому, отсюда дичайшие выходки, попытки повысит свой статус горохового шута и вынужденного, десятого запасного выбора Ларисы. Вот эта натужность в отношениях, явная вынужденность со стороны Ларисы это так же один из факторов, которые толкают Карандашова к демонстрациям и копированию поведения Паратова, в которого, как очевидно всем без исключения, она влюблена. Ничего так не унижает мужчину как пренебрежительно-брезгливое отношение и откровенное динамо с другим, тем паче, после законных отношений.
Интересный взгляд на мотивы Карандышева. Лично мне этого не понять, но, видимо, это какие-то мужские брачные игры.
Поражает упрямое хождение Карандышева вокруг Ларисы, ему откровенно там не рады, никаких видимых шансов нет, но он не оставляет попыток, не мог же он предугадать что на него падет случайный жребий. Или наоборот все просчитал?
Это лично моё ощущение — они все подначивают его в противостоянии Паратову. Они готовы к спектаклю, шоу, они все запаслись биноклями, чтобы внимательно всё рассмотреть. Это маленький городишко, все друг друга знают и живут в ожидании позора Карандышева и его падения. Прямо потешная коррида. И все они знают, чем это закончится — Лариса будет содержанкой Кнурова. Но Карандышев сказал своё единственное решительное слово в жизни.
Если бы Карандышев не захотел реванша и уехал с Ларисой в деревню, как она просила, то не было бы и никакой корриды. Ему мало было получить ее, он хотел признания местного истеблишмента.
Это очевидно — маленький человек захотел пять минут славы. За счёт Ларисы. Лариса, как мяч, который летает по полю между ленивыми игроками. Кто зацепит, к тому и прибьётся. Ужасная участь.
Именно.
Карандышеву счеты с обидчиками важнее самой Ларисы.
Лариса это прекрасно чувствует.
Карандышев — это чмо. Мораль использует лишь для ханжеского прикрытия.
А мне кажется что судьба Ларисы, согласись она на предложение Мокия Пармёныча была бы незавидной. Почему? ответ вы найдете в книгу Куприна «Яма». Наигравшись Лариса начала бы его тяготить. Долго бы она бы пробыла содержанкой? В Париже где нет никого кто бы помог? Хорошо, если бы она после Мокия Пармёныча вышла бы замуж удачно, но такой исход маловероятен. Почитайте «Яму», там все написано про нравы тех времен по отношению к беззащитным, наивным, обедневшим женщин оставшихся без помощи.
И соглашусь в этом с Вами! Несмотря на то, что где-то приняла приняла такой вариант, но в шутку. Просто потому, что не того парня полюбила Лариса. Ненадёжного. Надёжный Мокий Пармёныч занят. Но есть вариант, что случись что с его законной женой, Лариса могла бы войти в его дом на законных правах. Вспомните «Угрюм-реку», там Анфиса отвергла такое предложение, но оно было. И там, и здесь купеческая среда, не аристократия с её чистоплюйством. Но это всё умозрительные рассуждения. Для Ларисы, вероятно, был только один вариант — смерть.
Вдруг подумала: А ведь Лариса и Карандышев самые трагические фигуры в этой драме. Не только она.
Трагическая фигура только одна — Лариса. И в пьесе и в фильме.
Вернулась к Вашему комменту, Тим. Карандышев не трагическая фигура???? А что его ждёт после убийства Ларисы? Для Ларисы все мучения кончились. А для него не только не кончились (он и до этого пребывал в диких мучениях), но и продолжатся на каторге. Не позавидуешь. Возможно, он пополнит ряды народовольцев-террористов и начнёт бороться с самодержавием. Это ведь оно виновато в той ситуации, в которую он попал. Вердикт — всегда во всём виноват государственный строй.
Две трагические фигуры. Лариса и ее сестра. Одним из самых трагических моментов фильма мне видится эпизод выдачи ее (сестры Ларисы) за кавказского князька. Она исступленно рыдает на плече Огудаловой — «маменька, что же вы со мной делаете?!». А маменьке или невдомек, или десятое дело, что дочь обречена с князьком на несчастье. «Все хорошо… он человек видный, богатый…» и типа — «стерпится — слюбится». А тот ревновал молодую женку к каждому встречному столбу и не довез до Тифлиса… А Лариса чуть позже отправилась вслед за сестрой…
Как вы замечательно это подметили, Алексей! У меня тоже масса вопросов именно к маменьке — это она их так жестоко выталкивала из дома — абы за кого, лишь бы сбросить. За всей её мнимой заботой о дочерях, на уме лишь одно — деньги и чтобы ей что-то перепало. Не верю, что она будет о Ларисе горевать.
Отличный фильм.
Полностью снят по книге и передает атмосферу, заданную Островским.
Пример немногих фильмов, которые идеально соответствуют литературному первоисточнику.
Лариса — отличная. Вопросов, почему все мужики пускают на нее слюни — нет.
Паратов — великолепный. Вопросов, почему Лариса «течет» на него — тоже нет.
Карандышев — прекрасен.
Положительные герои в пьесе Островского и в фильме отсутствуют.
Паратов и ко — мерзавцы, Карандышев — чмо.
Лариса — конечно же, ангел во плоти.
Но, имхо, это абсолютно вымышленный персонаж, т.к. в реальной жизни такие Ларисы — это еще те крысы. Но это другой вопрос. Захотелось Островскому изобразить идеальную женщину в сферическом вакууме.
Не знаю, что надо было иметь в голове, чтобы раскритиковать этот фильм. Вероятно, слоновые кучи ханжества и лицемерия.
Тим, а вы фильм-то видели?
Недавно пересматривал.
Так сказать, осмысливал с высоты прожитых лет )
Собственно, в детстве я еще как-то сопереживал Карандышеву.
А сейчас совершенно очевидно, что он такой же отрицательный персонаж, как и Паратов, например. Бесприданница — это феминистическое произведение (и книга и кино). Все мужики в нем — исключительные сволочи.
Мне кажется, там вообще нет положительных персонажей. Мать Ларисы — меркантильная женщина, она ведь видела, что такое Паратов и поощряла его визиты. В то же время брала деньги у Кнурова. Отдавала дочь за такое ничтожество как Карандышев. Сама Лариса тоже малопривлекательный персонаж — мечется между всеми мужиками. А уж мужики — просто игроки на скачках, где главная лошадь в забеге — Лариса.
Вступлюсь за мать. В чем ее меркантильность, разве деньги Кнурова она тратила на себя? Пристраивала дочерей как могла. Все сложилось крайне неудачно, но я далека от мысли что ей было плевать на их судьбу. А куда им всем было деваться без средств, какие для них в то время были варианты? Или замуж за любого, кто согласен взять без приданного (а таких как видим крайне мало) или в содержанки. И потом, это мы тут такие умные рассуждаем что все видели какой Паратов сволочь, потому что знаем чем все закончилось, но предположим, что для участников событий это не очевидно. Был же шанс что Лариса ему настолько нравится, что он сделает предложение? Лариса в это точно верила, предположу что и мать надеялась на такой исход. Паратов как раз из всей этой компании наиболее склонен к широким жестам и импульсивным поступкам. Не случись у него финансовый кризис, дело могло повернуться по другому.
Кстати, мать как раз Ларису к Карандышеву и не толкала, наоборот была скептична на счет этой идеи.
То, что Лариса верила Паратову это очевидно, понятно чем она думала. Вопрос чем думала мамаша сватая ее Паратову, который сегодня тут, завтра там, гульнул, завтра уже не помнит где с кем… Это мужику простительно, а вот с такой мадамой никто после таких приключений общаться уже не будет, за версту обходить будут.
Просчитывается эта комбинация на раз-два, опытными свахами, тем более. А либо мать у нее тупая как пробка, либо она попала под влияние чар Паратова.
Он же прожженный ловелас, это очевидно всем и каждому, кроме тупой мамаши.
Конечно, со стороны то и задним умом все умны. Только «умность» резко заканчивается когда сам находишься внутри подобной ситуации. Сомневаюсь что хоть кто-то из нас может так уж четко просчитывать все жизненные ситуации, особенно когда дело касается мыслей и реакций постороннего человека.
Мать Ларисы не тупая, скорее она уже к моменту развязки вообще отчаялась нормально устроить жизнь хотя бы одной из дочерей и просто пустила ситуацию на самотек.
Это простительно (со скрипом, ну да ладно) когда это происходит впервые, а тут уже вторая дочь выдается на растерзание, поругание. С первой дочерью ведь тоже же жесть приключилась. Да и эпизод с якобы банкиром весьма показателен. Дура мать, отсюда самозванцы и проходимцы в доме и в качестве сватов.
Увы, это прямое следствие.
В моем представлении, сволочь там главная -это Вася (герой Проскурина)! Холост, богат (не нуждается в приданном) ему нравится Лариса, считается другом семьи. Все остальные, можно сказать рабы страстей и обстоятельств, а у него одного абсолютно трезвый расчет, он цинично наблюдает за этой трагедией, да еще рассчитывает поживиться нахаляву.
И Вася тоже )
Хотя, надо отметить, что сама Лариса видит в нем только друга, не более.
А Вася гордый и как Карандышев ползать не собирается.
Так что, Вася не особенно гаже других, имхо, хотя и гадкий.
Ларисе нужен князь Мышкин =)
Какая бездна между князем Мышкиным и Карандышевым.
Но Островский — старый феминист, от него положительного мужского героя не дождешься.
А что, Мышкин — это положительный мужской герой?
Вот это была бы пара! Держу пари, Лариса задушила бы Мышкина подушкой не позже, чем через месяц после свадьбы
Вступлюсь за тезку… где он там нахаляву решил поживиться?
То, что он слово свое держит не смотря ни на какие женские метания от одного к другому о чем ей честно и без обиняков и говорит? Да за одно это он достоин уважения.
Он сумел свои страстишки обуять и принять рациональное и правильное решение.
И я соглашусь, что Вася Вожеватов далеко не сволочь (недаром у него фамилия говорит «любезный, обходительный») — только представить, что он нарушил кодекс купца из-за девицы, которая не знает, к кому прибиться — ужжас. Да и стала бы его уважать Лариса, если бы им пришлось бежать из родного города заграницу после скандала? Нет, для неё был идеальный выход, который уготовил Карандышев, как ни крути…
Я про поведение Василия ДО скандала а не ПОСЛЕ. После все понятно, почему не женился ДО. Но Тим выше уже написал, в целом правдоподобно.
А что было предосудительного в его поведении ДО ? То, что он спорил на неё? Она его рассматривала как друга, влюблена была в Паратова, все это знали, ни у кого шансов не было.
У меня к Васе один вопрос, почему не женился до всех этих трагедий (когда Ларису первый раз бросил Паратов и укатил на год)? До пьянки на пароходе, до спора и ДО Карандышева!!! Да, Лариса его не любила, а что, Карандышева она любила за которого замуж собралась? О какой любви речь? Там что все браки по любви устраивались? А Вася и влюблен был и друг опять же и средствами не обижен. Мог бы сделать предложение Ларисе и не было бы трагедии. Но у него одного из всех очень трезвый расчет. Хорошо, жениться не выгодно, так и под юбку не лезь. Так нет, тоже выжидал удобного момента. Мокий Парменыч никогда не скрывал своих намерений и платил много )))).
Специально пересмотрел этот эпизод… как ты можешь такое предлагать, после прогулочек незамужней девки с ловеласом Паратовым на его личном пароходе с ночевкой в оном? Причем об этом знают ВСЕ!
В глазах всех и каждого (в том числе и в особенности в глазах Васи) с этой, гхммм… деушкой… которая вполне возможно еще и беременная уже, все понятно. Рассматривать вариант с предложением руки и сердца после этого, это просто себя не уважать. Что и делает Карандышев, который по факту, подбирает объедки со стола.
Поэтому тут полностью поддерживаю позицию Васи. Он не только от нее брезгливо не отвернулся после этого, но и продолжал помогать, в том числе и деньгами. Но вот брать ее в жены после таких закидонов (зная еще, что она при малейшем появлении Паратова на горизонте опять к нему убежит). Поэтому твои претензии и обвинения в его адрес выглядят нелепо.
Интересно, а что обходительных сволочей не бывает? Я вот знаю. Причем самые отъявленные сволочи, страшно любезны! )))
Если смотреть на историю не с позиций сегодняшнего времени, то и не будет таких категоричных суждений о тех людях. Только Паратов вёл себя не по-джентльменски, хоть из какого времени смотреть — вспомните, как он продал Ласточку вместе с капитаном, как воспользовался Ларисой. Ведь знал, что ломает ей жизнь.
Паратова никто не обеляет. Мерзавец, но другого не ждешь от него. Но Вася меня лично коробит больше всех. Такой друг-дружочек, который тем не менее не прочь и поживиться Ларисой, когда это для него уже ничего не стоит.
Нашла любопытный факт, толкование «говорящих»фамилий персонажей «Бесприданницы» — Вася Вожеватов (обходительный, любезный), Кнуров (кабан, боров), Паратов (хищник, зверь).
О матери Ларисы Харите Игнатьевне Вася говорит: «Любит и сама пожить весело» — вот это и определяет их состояние бедности — прокутили, ничего не делая, всё наследство — вот и хватается за сомнительных мужиков для своих дочек.
Жестокий романс — лучшее название для этой картины. Оно как бы изначально даёт нам понять, о чём будет фильм и чем всё закончится. Однако оторваться от экрана хотя бы на минуту невозможно.
Меня фильм Рязанова в свое время (это 1984 год) привел в состояние полного недоумения и глубокого возмущения. Это уже сейчас, спустя много лет, я воспринимаю его исключительно сквозь призму игры любимых актеров, хотя все же долго смотреть не могу этот фильм, так как начинаю раздражаться.
Объясняю: Островский — мой любимый драматург, я очень хорошо знаю «Бесприданницу», перечитывала ее неоднократно. Этот текст ВПИСАН в конкретную эпоху и отражает ее реалии. Это 1870-е годы со всеми их характернейшими приметами. В этом, кстати, заключается особенность пьес Островского, которые можно назвать художественными барометрами конкретных десятилетий 19 века российской жизни. Что меня возмутило в фильме Рязанова? Историческая, социальная, культурная какофония. Лариса исполняет тексты, которые в принципе не могли существовать в 1870-е годы. Это время совершенно иного художественного мышления. Мне могут сказать, что гардемарины в одноименном фильме Дружининой, изображающем елизаветинскую эпоху, поют совершенно современные тексты. Но не путайте божий дар с яичницей. Этот приключенческий фильм имеет такое же отношение в 18 веку, как и «Пираты Карибского моря». А вот «Жестокий романс» претендует на историческую «достоверность» уже тем, что он прямо ориентирован на «Бесприданницу» Островского, чья проблематика напрямую мотивирована конкретным историческим периодом. И она, кстати, именно об этом конкретном времени, пропущенном через характеры и судьбы героев. Семнадцатилетняя девочка (это я о Ларисе Огудаловой) поет тексты Цветаевой и Ахмадулиной с тончайшим подтекстом, сложной образной нюансировкой, совершенно не связанной с поэтикой и эстетикой «жестокого романса», который манифестирован в названии фильма. Какая эстетическая искушенность со стороны наивной девочки! и какое понимание со стороны купцов тонкой образности поэзии Серебряного века и замысловатой ахмадулинской символики! Полная фальшь и распадение какой-либо логики (при этом я нисколько не умаляю великолепное исполнение Понамаревой и музыку Петрова).
А как Вам «Бесприданница» Якова Протазанова 1936г. с Ниной Алисовой? Вы согласны с той трактовкой?
Про Паратова-Михалкова хорошая статья есть — https://dubikvit.livejournal.com/879870.html
Или в роль вжился так, что не отодрать, или себя сыграл. Но до чего оба хороши — и Михалков, и Гузеева!