Пять моих самых любимых фильмов режиссёра Никиты Михалкова

Никита Михалков это целая эпоха в нашем кино и у каждого есть свои предпочтения из его творческого списка. Мои любимые фильмы относятся к первому десятилетию его работы.  Считаю, что  именно там он проявился как истинно русский режиссёр, щедро, бесшабашно и искренне, что присуще только молодости. К этим картинам я возвращаюсь постоянно, погружаясь в удивительно живую атмосферу великой классики, созданной режиссёром Михалковым и его актёрами.

Фильмы даны в хронологическом порядке, начиная с самого раннего.

1. Свой среди чужих, чужой среди своих (1974)

Первая роль Юрия Богатырёва в полном метре и стопроцентное попадание в образ бесстрашного революционера, преданного делу народа, честного, надёжного парня, своего в доску. Фильм восхищает закрученным сюжетом, сумасшедшим ритмом, подчёркнутым отличным саундтреком композитора Эдуарда Артемьева, роскошными природными панорамами Чечни и Ингушетии. Но главное – запоминающиеся образы, ни фальши, ни промаха. Фильм прежде всего о настоящей мужской дружбе людей, прошедших кровавую гражданскую войну и продолжающих вместе работать на советскую власть в самые первые трудные годы. Их отношения, трогательная забота друг о друге, сомнения и вера, остаются в памяти.

Надо ли петь дифирамбы актёрскому таланту Анатолия Солоницына, Александра Кайдановского, Сергея Шакурова, Александра Пороховщикова, Никиты Михалкова, Юрия Богатырёва, Николая Пастухова?  Они общепризнанные таланты. Я впервые увидела таким Александра Калягина, мерзким, скользким, пресмыкающимся, наглым – да что там, он просто гениальный русский актёр.

2. Раба любви (1975)

Как я люблю этот фильм. Съёмки немого кино в Крыму, отношения внутри съёмочной группы – всё это снято с отеческой теплотой, актёры — трогательные, со своими детскими капризами. Они не хотят вникать в политику, надеясь, что им удастся пересидеть на острове все катаклизмы, занимаясь любимым делом. Голод и разруха где-то далеко, они словно находятся на другой планете. Однако смерть рядом, достаточно протянуть руку, и Ольге Вознесенской приходится, наконец, отряхнуться от иллюзий. Актёрский ансамбль блестящий, но более всех восхищаюсь Еленой Соловей. Эта актриса широчайшего диапазона и остаётся среди моих самых любимых.

3. Неоконченная пьеса для механического пианино (1976)

Эта картина на все времена. Истинная классика. Чехов ощущается физически. Его герои буквально шагнули со страниц рассказов и пьес. Все планы играют, второстепенные персонажи порой затмевают  главных, которые на время уходят в сторонку. Никто не перетягивает одеяло на себя, работая в полном ансамбле, полной гармонии. Сам Никита в роли земского врача бесподобен. Сцена, где его просят навестить очень больную женщину, просто разрывает сердце. Он жалок, неприятен, ленив, вряд ли хороший доктор, но другого нет, и люди просят его внимания как милостыню. Чудесно хороша Елена Соловей, она создана, чтобы играть героинь 19 века, в ней присутствует класс, такт, она деликатна, тонка, чувствительна. Её голос – изумительно отлаженный инструмент.  Прелесть, а не актриса. Михалков обладает безукоризненным чутьём на верных актёров. Обожаю его видение Чехова. Благодарна ему за приобщение к музыкальной классике. Для меня ария Неморино навсегда связана с грустью и отчаянием героев из «Неоконченной пьесы для механического пианино».

4. Пять вечеров (1978)

Лучшая роль Станислава Любшина (не считая дяди Вовы из «Кин-дза-дзы!»). Пятидесятые годы воссозданы так, что, кажется, фильм снимался тогда, а не в конце восьмидесятых. Несусветная бедность, коммуналка, одиночество. Людмила Гурченко проживает роль Тамары Васильевны.

Если иногда актриса бывает гротескна в игре, то здесь всё в меру, предельно сдержанно. Пять вечеров, которые мы проводим вместе с Любшиным и Гурченко, никак не пройдут мимо зрителя. Постепенно мы понимаем, почему эти люди расстались и есть ли у них шанс остаться вместе. А главное, мы испытываем постоянный интерес к этим персонажам, их прошлому. Люблю этот фильм за острые диалоги, непредсказуемость поступков героев и теплоту.

5. Без свидетелей (1983)

Считаю эту картину просто шедевром в нашем кино. Игра Ирины Купченко и Михаила Ульянова потрясает так, что и спустя годы помнишь интонации их голосов и выражение лиц. Схватка не на жизнь, а на смерть двух героев, бывших супругов, связанных общим воспитанником. Наверное, музыка Бетховена как нельзя лучше подошла бы для фона этой схватки, но в фильме звучит меланхоличный Глюк.

Начинаясь нежно и плавно, встреча перерастает во взаимные придирки и обвинения. Поразительно хрупкая Купченко оказывается достойным противником такого тяжеловеса как Ульянов.

То, что может выделывать Михаил Ульянов, за пределами любой фантазии – его персонаж проходит все стадии духовной деградации, преображаясь физически в настоящее чудовище. Обаятельный актёр доводит своего персонажа до такого состояния, что хочется его придушить. Фильм только для тех, кто любит мощные драмы в духе шекспировского театра. Или картины Ингмара Бергмана.

 

5 комментариев to Пять моих самых любимых фильмов режиссёра Никиты Михалкова

  1. «Без свидетелей» очень мощный фильм… это тот случай, когда химия между актерами заставляет неотрывно следить за происходящим на экране.
    ЗЫ А актер Михаил Ульянов внешне очень напоминает моего дедушку.

  2. Евгения:

    Великолепная статья! Я абсолютно не люблю Михалкова, но некоторые его работы, действительно, шедевры. Удивительно, как человек, начав за здравие, закончил Утомлёнными солнцем-2, просто уму непостижимо.

    • georgina:

      Спасибо, Женя!
      У меня странная любовь к Никите Сергеевичу — до определённого момента, а дальше все картины состоят из фрагментов. Например, «Сибирский цирюльник» — есть хорошие места, а в целом — гламурная белиберда. Также и с «Утомлённым солнцем» — просто чудо как хороши первые куски фильма — дача, многочисленные приживалы (опять чеховские чудики), маленькая Надя, Ингеборга…Как только появляется Меньшиков, которого я просто не выношу, всё рушится и в прямом и переносном (по сюжету!) смысле. А уж нелепый «12» просто за гранью добра и зла. Мы имели несчастье посмотреть сначала «12 разгневанных мужчин» Люмета, проняло до самого основания, совершенно не устарел фильм.
      Признаюсь, люблю слушать Никиту по всякому поводу, мне всегда интересно его мнение по поводу российского мироустройства, он прекрасный оратор и остаётся великолепным актёром.

  3. Евгения:

    Ну, Никите Сергеевичу никак нельзя отказать в обаянии ))), хотя бы взять знаменитый михалковский взгляд.
    Если честно, после «Сибирского цирюльника» я практически не смотрю его фильмы. Понравился только фильм про монголов, кот. был показан в Каннах несколько лет назад, но там он выступил продюсером.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *