«Миссис Соффел» это первый американский фильм Джиллиан Армстронг, режиссёра из Австралии («Оскар и Люсинда«) и он достаточно странен, а порой даже вызывает раздражение, если помнить, что за история легла в сюжет сценария. Эта история, в которую были вовлечены репутации многих людей, многое обещала зрителю, но так и осталась только приманкой.
Сценарий основывается на действительном случае из жизни, когда миссис Соффел, жена тюремного начальника в Питтсбурге, в 1901 году, потрясла всю Викторианскую Америку до самых оснований. В свои тридцать с небольшим, миссис Соффел, мать четверых детей, была известна тем, что несла слово божье заключённым в тюрьму, где служил её муж. Как случилось, что её благочестивость вдруг вылилась в необузданные эротические фантазии и закончилось тем, что миссис Соффел собственноручно устроила побег двум молодым убийцам Эду и Джеку Бидл, а потом по собственной воле присоединилась к ним?
Была ли она психически неуравновешенна? Она болела несколько месяцев, перед тем как встретить Бидлей.
Братья были мелкими воришками, но их юность и симпатичная внешность придали им романтический флёр и снискали известность и благосклонность среди женщин. Была ли миссис Соффел соблазнена Эдом, старшим из двух братьев, умевшим найти любые подходы к женщинам? Увели ли её насильно?
В соответствии с мнением автора сценария, можно поверить, что Кейт Соффел была тронута до глубины души кажущимся покаянием Эда Бидля, который, как и его брат, был приговорён к повешению за убийство бакалейщика. Эд клялся, что не делал этого, а вся вина лежит на третьем сообщнике, находящемся в бегах. Есть основания верить, что Эд, получив помощь от неё в виде пакета с несколькими маленькими напильниками, почувствовал действительно какую-то симпатию к женщине и настоял на том, чтобы она к ним присоединилась, даже если её присутствие сильно осложняло их бегство в Канаду.
Вот в общих чертах весь абрис сценария, в который удачно вошли актёры – Дайан Китон (миссис Соффел), Мел Гибсон (Эд Бидл), Мэттью Модайн (великолепен в роли Птенчика, младшего брата, Джека Бидля) и Эд Херрманн в роли напыщенного мужа Кейт.
В фильме выдающаяся работа художника Лючаны Арриги («Разум и чувства» 1995 года, «На исходе дня«) — это и сама тюрьма в Питтсбурге, всё ещё величественная, громоздкая, построенная в 1883 году архитектором Генри Гобсоном Ричардсоном, а также пейзажи Америки и Канады.
И хотя стиль режиссёра не из самых иронично-весёлых, что очевидно по тому, как она вводит в фильм свою главную героиню миссис Соффель, некоторые сцены, где Эд оценивает свои возможности влияния на женщину, смешные и в то же время глубоко трогают. Любовная сцена между Кейт и Эдом, разделёнными тюремной решёткой, удивительно эксцентрична, от неё даже мороз продирает по коже. Однако такие эпизоды редкость, тональность фильма снижается по мере развития сюжета.
Дайан Китон полностью убедительна в роли подавленной, добропорядочной матроны, которая вдруг обнаруживает себя в условиях, где правят бал необузданные подростковые фантазии. Она отдаётся в руки Эда (это первая солидная роль Мела Гибсона с тех пор, как вышел фильм «Год опасной жизни», и он сыграл её виртуозно), её эйфория не поддельна, что само по себе может быть одним из симптомов её неизвестной болезни психического свойства.
Итак, все актёры на своих местах, к ним нет претензий. Фильм становится плоским там, где режиссёр пытается литературно приукрасить и изменить тот неправдоподно сумасшедший материал, который взят в качестве основы. Фильм сделан слишком мрачно, а его надо было сделать в комедийном ключе, в тональности тех чувств, которые испытывала героиня Кейт, а не миссис Соффель. Раздвоение между правдой и правдоподобностью отражается на картине в виде шероховатостей и несоответствий.
Когда Джек и Эд, совершив побег из тюрьмы, врываются в середине ночи к тюремному начальству на его жилую половину, чтобы забрать Кейт с собой, урегулирование всей ситуации настолько неуклюже выглядит, что кажется сомнительным с любой точки зрения, и правдивости и правдоподобия.
Или сцена, где все трое стоят на заснеженной дороге на полпути к свободе… Как Кейт оказывается наряженной в сногсшибательное енотовое пальто и шикарную, с огромными полями, чёрную шляпу? Эти вопросы ни в коем случае не должны появляться в голове зрителя, при просмотре такого фильма.
Есть и ещё один недостаток, от которого страдает не только сам фильм, но и зритель. Оператор Рассел Бойд, одарённый Австралийский кинематографист («Год опасной жизни», «Галлиполи«, «Вечно молодой»), предпочитает очень тусклое освещение внутри помещений, что абсолютно не придаёт реальности тому периоду, а только вызывает чувство негодования «Неужели люди в то время как летучие мыши могли видеть в темноте!»