«Для того, чтобы я появился на свет, -сообщает голос за кадром, ведущий повествование «Оскара и Люсинды»- два маниакальных игрока в карты должны объявить о своём существовании». Эти картёжники и есть прародители рассказчика истории, два чудака-эксцентрика из 19 века, которых по жизни вела вера и соблазн, и они искренне считали, что исповедуя первое, они вправе потакать второму. Их жизнь стала основой для любовной истории, полной очарования и греха.
Когда мы говорим, что два человека созданы друг для друга, это иногда означает, что их совместная жизнь с другими невозможна. Так случилось, что это полностью относится к Оскару и Люсинде. Их история, рассказанная как воспоминание о прошлом, начинается с детства робкого Оскара, единственного сына сурового английского священника.
Потом мы видим решительную Люсинду, растущую на ранчо в австралийской глубинке. Мы видим, как они формируются: он изучает теологию, чтобы стать священником, она, получив в подарок стеклянную каплю, влюбляется в стекло.
Они встречаются на корабле во время поездки из Англии в Австралию.
Они встречаются, потому что они сели играть в карты. Оскар (Рэйф Файнс) кроме карт перепробовал множество азартных игр, среди них и ставки на лошадей, которые помогли ему оплатить многочисленные счета во время учёбы в Лондоне. Люсинда (Кейт Бланшетт) обожает карты. Вскоре они тайно начинают играть. Оскар восхищён её рассказами об игре и чувствах, которые в ней вызывают карты. Люсинда в действительности исповедуется Оскару, думая, что её исповедь повергнет его в шок, но он воспринял эти признания с огромным энтузиазмом, как немыслимые любовные похождения.
В основе «Оскара и Люсинды» лежит роман Питера Кэри,
своеобразная летопись австралийского чудачества. За эту книгу он получил Букеровскую премию в 1988 году, самую главную литературную премию Британии. Эта книга абсолютно покорила меня своим юмором и страстью двоих игроков. Для Оскара игра совсем не грех, а лишь шанс вручить свою судьбу на усмотрение Господа, пусть он решает, как распорядиться этим. И от того, что это носит оттенок запретного, это ещё более привлекает. Уже после прибытия в Сидней, где Оскар снимает жильё у фанатично религиозной супружеской пары, Люсинда продолжает приходить к нему на партию другую покера. Когда же их застают за игровым столом и налетают с обвинениями, Люсинда ведёт себя дерзко и защищает Оскара и себя.
Оскар решает, что не подходит нормальному обществу и терзается по этому поводу. Люсинда же смотрит на это философски — «Это общество не подходит ему». И даже после продолжительного знакомства они всё ещё не влюблены друг в друга, именно игра в карты держит их вместе так крепко. Кроме того, Оскар думает, что Люсинда любит другого мужчину, тоже священника, который уехал в дикие края Австралии для обращения в веру неверных. Этот священник (Киран Хайндс) и его миссионерская деятельность в диких краях даёт Оскару невероятную идею: Люсинда на своём стекольном заводе сделает стеклянную церковь, а Оскар будет сопровождать храм по реке к отдалённому поселению.
По своему сумасшествию эта идея сравнима разве что с «Фицкарральдо» Вернера Херцога, где перетаскивали огромный корабль по земле. Эта идея привезти церковь в заброшенную местность кажется удивительной. Читая роман, я рисовал себе церковь из стекла высокую и вместительную, но в фильме она конечно же гораздо меньше, но ничуть не хуже, чем в моих фантазиях, в самый раз для прихожан.
Режиссёром «Оскара и Люсинды» выступила Джиллиан Армстронг, чьи фильмы часто имеют дело с людьми, которые созданы друг для друга. Посмотрите её несправедливо забытый фильм «Наши последние дни» (1993) о беспокойной супружеской жизни австралийки и француза. Или можно припомнить «Мою блестящую карьеру» (1979), где Джуди Дэвис сыграла героиню очень близкую по духу Люсинде. В данной истории Файнс и Бланшетт словно нарадоваться не могут на своих персонажей и играют их с нескрываемым удовольствием.
Камера Джеффри Симпсона ведёт нас в узнаваемый 19 век, и небо и ландшафты воскрешают картинки Викторианской эпохи. Потом мы видим тонкий переход к причудливому молодому Сиднею и, наконец, транспортировка церкви среди роскошных пейзажей. Во многих исторических фильмах мы сразу понимаем, что смотрим прошлое. Здесь же Оскар и Люсинда кажутся из будущего, так они свежи и изобретательны. Только рассказчик (голос Джеффри Раша) напоминает нам, что перед нами чьи-то бабушка и дедушка.
«Оскар и Люсинда» это история о 19 веке, но это не Чарльз Диккенс, Джейн Остен, Э.М. Форстер или Генри Джеймс. Роман Кэри шаловливый и манипулирует читателем. То же самое и с фильмом. Оскар робок и болезненно искренен, Люсинда избежала жестоких ограничений своего времени только благодаря картам. Думаю, они оба согласились бы, что люди, которые молятся в стеклянной церкви не станут бросаться камнями.
статья взята с сайта rogerebert.com