То, как фильм «Год опасной жизни» воссоздаёт на экране экзотическую страну, просто восхищает. Он погружает нас в Индонезию середины 60-ых, время неустойчивого режима Сукарно и предвоенной ситуации во Вьетнаме.
Мы стремительно входим в жизнь иностранного корреспондента из Австралии. Он только что прибыл в Джакарту, и опасная грозовая атмосфера пришлась ему очень по душе. Как Питеру Уиру удалось передать эту атмосферу?
Он ныряет в неё с головой, без всяких предварительных экскурсов. Он бросает нас прямо в гущу событий – в сообщество экспатриантов, журналистов, посольских людей, отирающихся в одних и тех же барах, ресторанах и клубах. Все они с жадностью спекулируют на слухах о возможном свержении Сукарно. И такая сенсация хоть как-то бы скрасила их незавидное существование в этих дебрях.
Гай Хэмильтон (Мел Гибсон), худой, чем-то похож на Кеннеди, не выпускающий изо рта сигарету молодой человек, словно заряжается от опасности и волнения. Он поначалу плохо ориентируется в Индонезийском ландшафте, но скоро он всё узнаёт от карлика по имени Билли Кван.
Билли наполовину европеец, наполовину человек востока, он знает всех и каждого. У него тёплая улыбка, он всегда поддержит новичка в его начинаниях, правда, иногда кажется, что у него сомнительные политические связи. На всех дипломатических приёмах он красуется в своих кричащих гавайских рубашках.
«Год опасной жизни» следует за Гаем и Билли, мы наблюдаем, как они становятся хорошими друзьями, с каким уважением относятся друг к другу. Билли добивается для Гая интервью с местным коммунистическим лидером. Он же знакомит Гая с Джилл Брант (Сигурни Уивер), британским атташе за две недели до её отъезда из Джакарты.
В то время как гражданская война становится неотвратимой реальностью, а Гай и Джилл любовниками, Билл понимает, что стал третьим лишним.
«Год опасной жизни» — удивительно глубокий фильм скорее о людях, чем о событиях. Нам на самом деле интересно, что происходит с этими людьми именно там, именно в то время. Режиссёрская работа вызывает восхищение. Питер Уир великолепен не только в тихих маленьких сценах (когда Билли навещает умирающего ребёнка), но и крупных и жестоких (сцена попытки Гая и Билли снять восстание просто захватывает).
Игра актёров не вызывает нареканий, она превосходна. Выбор актрисы Линды Хант на роль Билли Квана это во многом ключ к успеху фильма. Билли такой маленький, быстрый, приятный, сложный и экзотичный, он делает Индонезию более загадочной и интригующей, чем показ экскурсионных видов. А когда эти поразительные пейзажи всё- таки появляются в кадре (когда герой Гибсона отправляется вглубь страны), они не просто часть роскошных декораций, они работают на наше восприятие такой страны, какую хотел показать нам Уир.
И ещё несколько слов о Линде Хант. Она Нью-Йоркская театральная актриса, и она так вошла в образ своего персонажа Билли, что зритель ни на минуту не подумал, что его играет женщина. Вот что я называю великой игрой, великим преображением, волшебной трансформацией одного человека в другого.
Мел Гибсон тоже на месте, он достоверно передал одержимость своего героя риском и опасностью.
У Сигурни Уивер малоинтересная роль, но смотреть на актрису интересно.
Фильм из разряда тех, что притягивает к себе даже спустя годы.
Без карлика нельзя было обойтись?
А вы внимательно прочитали рецензию? Или от фонаря спрашиваете?