Фанни при газовом свете \ Fanny by Gaslight (1944) – реж. Энтони Эсквитт

Казалось бы, любовная история на фоне Лондона 19 века, газовые фонари, тайна рождения, злодей с титулом, благородный герой, дуэль в Булонском лесу, Париж с его романтикой и даже балет! Но мне чего-то не хватило, чтобы внести «Фанни при газовом свете»  в список любимых картин.

История начинается колоритно с первых кадров – две девочки почти ровесницы, Фанни и Люси, играют на улице перед входом в подвал дома, где живет с родителями Фанни. Люси – лидер, постоянно подначивает подругу спуститься вниз, не трусить, хотя знает, что существует строжайший запрет на посещение подвала.

Фанни спускается вниз, где женщины в дезабилье угощают её конфетами. Разгневанный слуга Чэнкс (Уилфрид Лосон) выпроваживает девочку, ругая ее, на чем свет стоит.

Понятно, что в подвале располагается бордель, и Фанни совсем скоро начнет задавать вопросы. У меня тоже возникли вопросы. И если девочку отправляют в пансионат подальше от вопросов, то от меня так легко не отделаться. Мне очень не верится, что такая строгая и внешне презентабельная мать, какой предстает миссис Хопвуд (Нора Суинбёрн), смогла бы жить на деньги от притона. Чем дальше, тем запутанней мне кажется ее судьба и судьба Фанни.

Мистер Хопвуд, хозяин борделя, не отец Фанни. Он — прикрытие «греха» женщины. Была взаимная любовь к Клайву Сеймуру, они умудрились быть вместе неделю, зачать ребенка и расстаться из-за яростного сопротивления его матери. Перед ним открывалась дорога на политический Олимп, а его избранница не соответствовала этому высокому рейтингу. Что ему, бедному, оставалось делать – лишь подобрать ей кандидата в мужья и «отца» для будущего ребёнка. Все это безобразно характеризует этого политика. Он пытается сгладить свое некрасивое поведение —  посещает изредка семейство Хопвудов, оставляя им деньги для брошенной дочки. Вот и в ее девятилетие он наведался к ним, импозантный, многозначительный. Но меня не убедили актёры в том, что между их персонажами была страсть и любовь. Возможно, все потому, что к этому моменту они совершенно чужие? Но,учитывая дальнейшую семейную жизнь мистера Сеймура, не думаю, что он начисто забыл свою первую любовь, уж слишком огромна пропасть между его женщинами. Или это пресловутая английская сдержанность?

С появлением злодея Лорда Мандерстока, которого Джеймс Мейсон играет в шаблоне мистера Хайда, совсем-совсем черными красками, резко меняется вся история. Мистер Хопвуд погибает под копытами лошади, куда его толкнул Мандерсток прямо в день приезда Фанни из пансиона десять лет спустя. На дворе уже 1880 год.

Мать, не вынеся напряжения последних лет, умирая, говорит дочери, что она не хочет, чтобы та повторила ее ошибку. Какую, непонятно. Не влюбляться в человека другого круга и сразу выходить замуж за хозяина борделя? В том-то и дело, что неясно, из какого круга сама миссис Хопвуд. Кто ее родные, где они все, когда так нужны Фанни? Единственный источник помощи — старый добрый слуга Чэнкс, да ещё кое-кто, проживающий по адресу адресу, который получает Фанни от своей матери. При этом ни слова о том, кто ее отец. Все, как сговорились интриговать зрителя и рассыпать перед ним загадки.

То ли хотят показаться благородными, то ли боятся ответственности. Фанни остается пребывать в полном неведении, пока отец сам не открывает ей все карты. Старая экономка, любящая своего хозяина и знающая его биографию досконально, могла бы быть и дружелюбнее с Фанни. Но нет – она холодна, придирчива и указывает девушке на ее место в доме. Отношения между нею и хозяином самые родственные, что тоже никак не объясняется в картине.

А кто же стал достойной партией мистеру Сеймуру вместо негодной матери его ребёнка? Алисия Сеймур, возможно, обладательница всевозможных английских титулов, но то, что она вытворяет, достойно подвалов мистера Хопвуда. Ее эскапады вынуждена наблюдать Фанни, поскольку отец так и не признался жене, кто их новая служанка в доме.

Фанни встречает ее очередного любовника и это вездесущий Лорд Мандерсток!

На этот раз у Алисии непреодолимая любовь к партнёру и она требует развода. Тем более, застает мужа и Фанни в объятиях друг друга. Требуются объяснения, Алисия их получает, что меняет ее планы.

До этого такую же сцену видит друг и секретарь ее отца Гарри Сомерфорд (Стюарт Грейнджер).Он смущен и наверняка подумал не то, что следует, хотя и положил глаз на эту молодую особу, которую встречал на берегу озера, гуляя с собакой. Явно же молодые люди понравились друг другу. Трагическое событие сблизило Гарри и Фанни.

Зажатый в угол обстоятельствами, Сеймур видит только один честный выход из ситуации, самоубийство.

В который раз он проявляет малодушие, подставляя близких людей ради пресловутых понятий о чести. Для него честь это не подвести свою страну, свою партию, свой круг людей, обнародовав факт рождения дочери, отказ от нее и ее воспитание хозяином борделя. Конечно, лучше покинуть этот мир – пусть Фанни мыкается по свету без его поддержки, ей привычно.  Надо признать, что он оставил ей какие-то ценные бумаги, и его секретарь постарается их выгодно пристроить. Тем более, он, наконец, узнает, кто такая Фанни, и его любовь к ней только усиливается.

Однако нельзя недооценивать влияние его семьи. Опять противодействие, опять конфликт! Его сестра, бездушная мумия, находит девушку и требует отказаться от Гарри, перед которым, вообразите, маячит невероятная карьера.

Боже мой, как мне надоели все двигатели и защитники карьер. Совсем недавно написала пост о совершенно другой эпохе, ровно сто лет спустя, где девушке также пеняют за ее наглость испортить карьеру сыну. В этом мире ничего не меняется! А ведь наивный Гарри говорит своей матери, что скоро совсем исчезнут различия в происхождении, и все люди буду равны. Наивный молодой человек. Даже я, поклонница махровой мелодрамы, не принимаю такой бред.

В своем обзоре я упустила Люси. Помните ее в начале фильма? С нею у меня тоже не получается полной картины. Она стала актрисой, причем, в каком-то заштатном театре, где актёрки используются в качестве эскортниц по окончанию спектакля.

Люси однозначно воспринимается как шлюшка. Она любовница и раба Мандерстока. И к этому стремилась такая яркая, ратующая за свободу выбора, девушка?

Все бы ничего, но эта девица вдруг появляется в балетном спектакле парижской Гранд Опера. Как она туда попала? До этого не было никаких намеков на балет. Она объясняет удивленным Гарри и Фанни, что ее взяли туда за красивую внешность. Удивляюсь снова.

И, конечно, удивление вызывает сама поездка влюбленных в Париж. Фанни не вышла замуж за Гарри, не решается разрушить его карьеру, повинуясь просьбе его сестры. При этом едет с ним во Францию и останавливается в одном номере, не будучи его женой. Разве это не удивительно?

Наконец я доплелась до финиша. А где же злодей? Когда же кара настигнет его?

В Париже происходит дуэль между Гарри и Мандерстоком, которая для одного заканчивается могилой, для другого серьезным ранением, после которого все барьеры между влюбленными рушатся.

Что же, все-таки, меня не убедило в этой истории? Наверное, игра актеров. Я не почувствовала химии между главными персонажами, Фанни и Гарри. Оба сыграны хорошо, но по отдельности. У них не получилось взаимодействия, как, например, у Стюарта Грейнджера и Деборы Керр в «Узнике крепости Зенда«. Или в «Станция Бховани«с Авой Гарднер. Или в партнёрстве с Джин Симмонс в «Шагах в тумане«. А без этого трудно поверить в их любовь.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *