Это убийство, моя милочка \ Murder, My Sweet (1944) – реж. Эдвард Дмитрик

 

Ещё один роскошный фильм-нуар, ещё один незабываемый вечер. Моя любовь к этому жанру вспыхнула, как факел. Или нет? Или подсознательно я шла к этому долгие годы? Взять, к примеру, фильм Жана-Пьера Мельвиля «Самурай», который я люблю до слёз. Или «Газовый свет». Или «Свидетель обвинения».  Или «Ночь охотника». Всё нуар.

Обожаю чёрно-белую фотографию. В ней изначально гнездятся тени, скрытые углы, откуда в любой момент выдвинется кто-то или что-то. Тайна. Мистика. Возможно преступление. Фантазия включается по щелчку, и режиссёр  (и оператор!) не стремятся вывалить все ответы, оставляют огромное поле для лавирования зрительской фантазии. Смотрю на дату выхода фильма «Это убийство, моя милочка» — 1944 год. Какой богатый на шедевры этот год! И новая (для меня!) версия Филипа Марлоу, частного сыщика. Дик Пауэлл в этой роли после Хамфри Богарта.

Они такие разные. Дик Пауэлл мне кажется слишком хорошим парнем, чтобы воплощать Марлоу. Но, утверждается, что Рэймонд Чандлер, родитель сыщика, считает именно Пауэлла полным ему соответствием.

Дик Пауэлл до этой роли был  знаменит своим участием в мюзиклах, он обладатель прекрасного голоса. В триллере «Это убийство, моя милочка» ему не до песен. Его снова бьют, практически убивают. Накачивают наркотиками.

Он сам накачивается огромными порциями виски и сигаретами. Порой я удивляюсь, как он выдерживает такую зверскую диету?

Повествование ведётся от лица самого Марлоу, и он демонстрирует весь свой саркастический ум и чёрный юмор. Огромного роста тип по имени Лось Малой (рост актёра Майка Мазурки 195 см!) приходит в сыскную контору Филипа Марлоу (Дик Пауэлл) и нанимает его, чтобы разыскать подружку дней своих суровых, которую знал до того, как отправиться на семь лет на нары.

Марлоу сидит на полной мели, а потому ему хватило двадцать баксов, чтобы оторваться от стула и выйти на охоту. Чутьё приводит его к бывшей владелице бара, где надрывала свой слабенький голосок рыжеволосая красотка Велма Валенто.  Для того, чтобы подмазать шестерёнки хорошей беседы, Филип покупает бутылку виски.

Вот пример того, как говорит сыщик: «Джесси Флориан с лицом, похожим на помойное ведро, оказалась настоящей ценительницей виски. Я предложил ей стаканчик, а она не отказалась бы и от бутылки».  Это потрясающая сцена

Эстер Ховард сыграла свою вечно пьяную героиню с тонкими деталями и нюансами. В квартире пьяницы сыщик нашёл фотографию Вильмы, и теперь он знает, кого ищет. Этот день заладился финансово. Один клиент сменяет другого, в контору врывается мистер Мэрриот (Дуглас Уолтон) и предлагает Марлоу сто баксов только за одно присутствие при выкупе нефритового ожерелья в пустынном месте ночью. Когда Марлоу, не стесняясь, выкладывает всё, что поб этом думает, Мэрриот парирует: «Боюсь, что мне не нравятся ваши манеры». Марлоу: «Погодите, то ли ещё будет». Но всё происходит именно так, как предсказывает Марлоу. И тогда зачем он ввязывается в это дело? Марлоу после удара дубинкой по голове: «Я чувствовал себя неплохо – как ампутированная нога». Или вот такое заключение, когда Филип видит Мэрриота на дне машины: «Он лежал в позе мешка с тряпьём, что означает всегда одно и то же».

Даже лифтёр в офисе Марлоу подвержен приступам юмора. Сопровождая его наверх, лифтёр замечает: «Ваш бизнес становится всё оживлённее и всё симпатичнее». Намёк на то, что в комнате сыщика дожидается ещё один клиент, на этот раз девушка по имени Энн Грейл (Энн Ширли ).

Она выдаёт себя за журналистку, но детектив – тёртый калач, ему понятно, что с ним ведут хитрую игру. Насколько хитрую, нужно убедиться на собственной шкуре, и он знакомится с отцом Энн и её мечехой, в которой узнаёт Вильму, девушку с фотографии.

Итак, дело об исчезновении певички и пропаже нефритового колье внезапно соединилось. Мачеху Хелен Грейл играет Клер Тревор, играет сдержанно и в ней больше правды, чем в Барбаре Стэнвик из «Двойной страховки». Её героиня, бывшая певичка из дешёвого бара, не для того вышла замуж за дряхлого старика и проникла в высший свет, чтобы за здорово живёшь лишиться нового статуса.

Однако вокруг неё тусуются очень мутные люди. И один из них Эмтор (Отто Крюгер), психоаналитик. Ему она выболтала все секреты юности и дала шантажисту повод. Дальше всё становится ещё более запутанным, но это не портит историю, напряжение растёт, вот уже наваливается настоящий саспенс. Всем чего-то надо от Марлоу, и каждый готов сделать его козлом отпущения. Понимает ли он, что все они врут и ведут свою игру? Конечно, понимает. Он никому не верит изначально, а потому и остаётся пока живым.

Я, в который раз, восхитилась его репликам. Вот он разговаривает с Вильмой/Хелен: «Вы отплатите мне любовью или в деньгах мне тоже что-то причитается?»

Она заманивает его в ресторан, и, перед тем, как подставить его, отдав на растерзание убийцам, говорит: «Я пойду припудрю себе носик». Марлоу, словно чувствуя подвох: «Не беспокойтесь, у вас и так рыльце в пушку».

Когда гигант Лось признаётся, что надо бы ему исчезнуть и не мозолить глаза полиции, то Марлоу с присущим ему сарказмом комментирует: «Неплохая идея, а то полицейские наругают тебя за то, что ты отрываешь людям головы».

И в таком духе летят фразы на всём протяжении этого фильма.

«Это убийство, моя милочка» старится благородно. Ему почти восемьдесят, а он, сверкает всеми гранями своей нуарной сути, заставляет меня двигаться в этом направлении словно под гипнозом.

2 комментария to Это убийство, моя милочка \ Murder, My Sweet (1944) – реж. Эдвард Дмитрик

  1. Слишком старый фильм, что бы я его смотрел. НО мне нравятся фильмы 70 и 80 годов.

    • georgina:

      Достаточно начать. Я тоже думала, что буду трудно в них входить — ничего подобного, они завораживают.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *