Фильм Чарльза Лоутона «Ночь охотника»…
(1955) — это один из самых великих фильмов Америки, хотя он так и не получил должного внимания и всё потому, что в нём отсутствуют надлежащие уловки и приманки. Многие великие фильмы сделаны великими режиссёрами, но у Лоутона «Ночь охотника» — это единственная картина, да и та потерпела неудачу и в смысле коммерции, и у критиков, так и оставшись в тени актёрской карьеры Чарльза Лоутона («Свидетель обвинения»). Во многих великих фильмах играли актёры, для которых престиж и репутация иногда были не пустым звуком, но Роберт Митчум всегда пренебрегал условностями. Многие великие фильмы глубоко реалистичны, но «Ночь охотника» это экспрессионистская диковинка, чья леденящая душу история рассказана через фантастические образы. Люди обычно не знают, к какой категории отнести этот фильм, поэтому он и не входит в их список.
И всё же, какой это захватывающий, пугающий и прекрасный фильм! И как хорошо он пережил время! Многие фильмы из середины 50-ых, даже замечательные, кажутся несколько устаревшими сегодня, но сделав местом действия своей истории вымышленный киномир за пределами условного реализма, Лоутон тем самым обеспечил своей картине бессмертие. Да, действие происходит в маленьком городке на берегу реки. Но сам городок выглядит также искусственно как на поздравительной открытке к Рождеству.
Да и семейный дом странной архитектуры кажется слишком маленьким, чтобы в нём можно было всем уместиться. Река со всем своим окружением становится настолько неестественной декорацией, что могла бы вполне сойти за специально выстроенный павильон для такого стильного фильма как «Тайный призрак» (1964)
Каждый знает персонажа Роберта Митчума, зловещего «преподобного» Гарри Пауэлла. Даже те, кто никогда не видели фильм «Ночь охотника”, наслышаны о о том, что написано на костяшках его пальцев: на одной руке «ненависть» (hate), на другой –«любовь» (love).
Все знатоки кино помнят наизусть, как объяснил мнимый преподобный отец эти надписи, когда заметил, какими глазами смотрит на него мальчик
(«Ну, что, парень, смотришь на мои пальцы? Хочешь услышать мою историю правой — левой руки?»)
Сцена, где преподобный стоит наверху лестницы, ведущей в подвал и зовёт детей, вдохновила сотни фильмов в жанре хоррор.
Но дала ли эта узнаваемость признание фильму «Ночь охотника»? Думаю, что нет. Думаю, что это лишь отвлекло от истинных достоинств картины. Это один из самых страшных фильмов, с одним из самых незабываемых злодеев и по этим обеим причинам фильм по-прежнему держит спустя пятьдесят пять лет, что вероятнее всего произойдёт и с фильмом «Молчание ягнят» Джонатана Демме.
В тюремной камере Гарри Пауэлл узнаёт секрет у осуждённого на смерть человека (Питер Грейвз), что тот спрятал десять тысяч долларов после ограбления банка где-то в районе своего дома. Отсидев тридцать дней за угон автомобиля, Пауэлл находит вдову повешенного Виллу Харпер (Шелли Уинтерс) и двоих детей, Джона (Билли Чепин) и Пэрл (Сэлли Джейн Брюс).
Дети знают, где спрятаны деньги, но не выдают тайну «священнику». Однако их мать принимает все байки негодяя за чистую монету и выходит за него замуж. За этим следует ужасающая по воздействию первая брачная ночь в спальне под крышей, напоминающей нечто среднее между часовней и склепом.
Кадры мёртвой Виллы Харпер в воде с развевающимися словно водоросли волосами просто поражают.
Вскоре дети-беглецы плывут по течению реки-фантазии в маленькой лодке, а «священник» неумолимо преследует их, следуя за ними вдоль берега. Эти сцены на реке будто полностью следуют логике ночных кошмаров, в которых как бы стремительно ты не мчался, преследователь всегда наступает на пятки. В конце концов, детей подбирает религиозная пожилая леди (Лиллиан Гиш). Она кажется беспомощной перед убийцей, но стойкости, как и веры, ей не занимать.
Сцена Винтерс на дне реки одна из самых замечательных в «Ночи охотника», снятом в чёрно-белом изображении оператором Стэнли Кортезом, снявшем также фильм Орсона Уэллса «Великолепные Амберсоны». Он даже как-то сказал, что его всегда выбирают снимать странные вещи. Вряд ли он снимал что-то более странное, чем жуткую сцену, когда тень «преподобного» падает на стену детской спальни.
Сцена в подвале соединяет в себе ужас и юмор: «священник», пытаясь схватить убегающих по лестнице детей, скользит на разбитых банках с домашними консервами, падает, вновь кидается вдогонку и его защемляет дверь. Удивительно мастерски сняты сцены ночной реки: камера словно смотрит глазами существ, живущих на берегу — огромных лягушек, кроликов или гигантской паучьей паутины. Все эти реалистические детали словно подчёркивают библейскую суть происходящего — дети двигаются к своему спасению.
В титрах указано, что сценарий написан Джеймсом Эйджи, канонической фигуры в области критики и драматургии, в тот момент он находился в своей финальной битве с алкоголизмом. Вдова Чарльза Лоутона, Эльза Ланкастер, категорична в своих воспоминаниях:
«Чарльз мало сохранил уважения к Джеймсу Эйджи. Он ненавидел сценарий, но ненависть стала для него вдохновением».
Она также цитирует продюсера фильма Пола Грегори:
«Сценарий фильма принадлежит перу Джеймса Эйджи не более, чем если я скажу, что я – Марлен Дитрих»
Кто же всё-таки написал окончательный вариант? Возможно, Лоутон приложил руку. Митчум был незаменим в обращении с детьми, которые выводили из себя режиссёра. Но уж точно финальные сцены принадлежат полностью Чарльзу Лоутону, особенно река, вызывающая в памяти библейские сюжеты и картины с Лиллиан Гиш, восседающей подобно мстительному старому ангелу с винтовкой наперевес.
Роберт Митчум несомненно одна из величайших икон кинематографа второй половины двадцатого века. Невзирая на свою скандальную репутацию, невзирая на свою гениальную способность ввязываться в третьесортные проекты, он снялся в фильмах, которые заставили написать о нём в Биографическом справочнике
«Со времён второй мировой войны не было актёра, сыгравшего в стольких первоклассных картинах и в таких разнообразных красках. Но в «Ночи охотника» он вышел за свои пределы».
Этим как бы поясняется, как мало в «проповеднике» Гарри Пауэлле от личности самого Роберта Митчума.
Роберт Митчум (на нашем сайте фильм с этим актёром «Господь знает, мистер Эллисон«) сверхъестественно подошёл на роль со своим продолговатым лицом, раздражённым голосом, бархатными интонациями торговца. Все актёры второго плана словно сошли с полотен Нормана Рокуэлла- архетипы, чья жизнь сосредоточилась на продаже лимонада, выпечки и сплетнях. Дети, особенно маленькая девочка Пэрл с личиком совёнка, скорее вызывает недоумение, чем приятные чувства, чем тоже подвигает действие фильма от реализма в сторону стилизованного ночного кошмара.
Чарльз Лоутон показал в фильме «Ночь охотника», что у него оригинальный взгляд и вкус на материал. В своём единственном фильме он сделал невозможное, снял его так, как никто ни до, ни после него не снимал. Критики были сбиты с толку, публика отвергла фильм, а студия предложила Митчуму сняться в дорогом проекте «Не как чужой» и стала продвигать его вместо «Ночи охотника». Но если вы видели этот фильм, вы его уже никогда не забудете. Никогда не забудете голос Роберта Митчума, зовущий в подвале «Дети?»
статья взята с сайта rogerebert.com