Время от времени на моём пути попадаются фильмы о взрослении – изредка встречаю настоящие жемчужины, например, такие, как «Аквариум» или «Клуб «Завтрак». «Леди Бёрд» не жемчужина, но он хорошо рассказан и сыгран, красиво снят и режиссёр бегло прошлась по всем проблемам, свойственным самому тяжкому периоду в жизни каждого подростка – переходу во взрослую жизнь. Главная актриса истории, Сирша Ронан, вновь не подвела. Она великолепна. Спойлеры впереди, предупреждаю)
Трудно рассказать такую историю, чтобы она стала уникальной, ведь всё повторяется вновь и вновь у каждого подростка – бунт против всего и всех, желание ударить близких как можно больнее, при этом и себя не щадить. Так и действует героиня Сирши, Кристин. Имя, которое ей дано при рождении, она отметает как слишком тривиальное и нарекает себя «Леди Бёрд».
Кристин, девушка с большими амбициями, что привлекает в её характере. Ей хочется завоевать мир, показать себя, а маленький католический городок Сакраменто в Калифорнии тесен для её планов. У неё большие претензии и к своей семье – ей кажется, что её не любят и мало помогают финансово. Вопрос, любит ли она своих родителей и брата? И, конечно, она уверена, что такая яркая личность, как она, просто обязана жить в районе, где обитают богатые и знаменитые.
Её заветная мечта поступить в университет на восточном побережье, желательно в Нью-Йорке, и то, что мать пашет в две смены, чтобы помочь семье свести концы с концами, а отец потерял работу, и брат тоже безработный, хоть и с высшим образованием – это её мало трогает. Гормоны закрыли все шлюзы для сочувствия и понимания. Близкая подруга вдруг кажется нелепой, и Кристин набивается в подруги богатой девчонке в классе.
Когда смотришь самую первую сцену картины, где мать и дочь в машине слушают радиопостановку Джона Стейнбека «Гроздья гнева», кажется, что вот, наконец, показывают идиллические отношения дочери и матери. Через секунду иллюзия рушится. Начинается крик, ругань и понимаешь, что конфликт зашёл слишком глубоко, чтобы их что-то примирило.
Сирша Ронан и Лори Меткаф в роли матери ведут свои диалоги настолько убедительно, что узнаёшь себя в обоих персонажах. Начинается всё мирно, затем цепляние к словам, жестам, и вот уже смертельная битва на горизонте. Самое поразительное в этом – мать по профессии психолог и помогает людям найти общий язык и разрулить ситуацию. Но только не с собственной дочерью. С ней она наступает на одни и те же грабли.
Знакомо? Ещё как! И в этом прелесть картины – режиссёр тонко подмечает такие детали из жизни, возможно, из собственной жизни.
Приятно ещё и то, что картина не скроена по лекалам большинства картин о подростках, где всё доведено до гротеска – если смех, то валяться на полу, если драма, то с выносом тел. В «Леди Бёрд» всего в меру – что-то вызывает улыбку, что-то грусть. Вероятно, режиссёр правильно нащупывает те самые струны, что дергают за ниточки наши воспоминания, заставляя сравнивать себя с персонажами, которых она придумала.
При том, что картина смотрится легко и радостно, и полтора часа пролетают мгновенно, она вряд ли заставит вспомнить о себе через день-другой. Все проблемы задеты по касательной. Я осталась в недоумении по поводу отношений матери и дочери. Почему мать так жёстко с ней обращается? Почему она сама такая закрытая и колючая? Намёк из детства – «Моя мать была агрессивной алкоголичкой». И что??? Проекция собственной жизни на отношения с дочерью? И это правильно с точки зрения квалифицированного психолога?
Странной и нераскрытой показалась история старшего брата, притянутая за уши. Его зовут Мигель, он, несомненно, латино-американец. Он усыновлён? И его отношения с сестрой очень плохие без объяснений.
Также показалось неубедительным то, что сама Леди Бёрд мало что делает для осуществления своей мечты – с претензий на культуру, она ничего не читает и не смотрит, её интересуют только парни. Зачем она рвётся в Нью-Йорк? Что хочет там получить? Вместо этого она предаёт свою близкую подругу, навязываясь в дружбу к богачке, зная наперёд, чем может кончиться её обман. Также кажется не органичным её разрыв с Кайлом (актёр Тимоти Шаламе, прославившийся картиной «Зови меня своим именем»).
Она не прощает обмана? Сама при этом обманывая?
И ещё одна краска в портрете матери и дочери показалась случайной. Их совместный поход по выставленным на продажу дорогим домам. Они разыгрывают из себя покупателей, примеряя покупку и мысленно обживаясь в богатых интерьерах.
В качестве сухого остатка моего восприятия картины – в целом на троечку. Видела гораздо больше впечатляющих историй, и ходить далеко не надо – перечислены картины в этом большом посте. Отдельные моменты порадовали (финал картины замечательный!), особенно стиль и ритм картины. И конечно, игра Сирши Ронан, которую люблю после её дебюта в «Искуплении». Но хочу, чтобы Оскар достался Фрэнсис МакДорманд в картине «Три билборда на границе Эббинга, Миссури».
Вот это легкое парение над проблемами оно двойственно. Нет понимания отношения режиссера к этим проблемам, может для него это и не проблемы вовсе, возможно для него это все нормально. Нормально, что мечта молодой девушки свалить из семьи послав мать куда подальше, нормально строить из себя человека высшего круга, набившись в друзья и предав при этом своих настоящих друзей. Честно говоря героиня вызывает отвращение, не смотря на то, что это милая Сирша. Даже не смотря на это.
И это все печально — номинанты на Оскар один хуже другого. Кто на очереди? Темные времена? Призрачная нить?
Я думаю, что ты слишком строго к этому подошёл — забыл, когда был подростком? Этот фильм, как ностальгический взгляд режиссёра-женщины на своё прошлое. Оно болезненное и в то же время именно тогда была безрассудность и свобода, которой уже никогда не будет в дальнейшем. Да, ошибки, но как научиться жить, не обижая других, если не пройти через всё это? Нет, это не пустой фильм. И девушка Леди Бёрд не вызывает отвращения, она хороший человек. Мятущийся, но всё у неё будет в дальнейшем правильно. Она делает правильные выводы.