Искупление \ Atonement (2007) – режиссёр Джо Райт

Фильм «Искупление» 2007 года Джо Райта тонкий, чувственный, роскошный, даже не верится, что тот же самый режиссёр ничего такого не внёс в свою экранизацию «Гордости и предубеждения», сняв пустую картину однодневку, где актёры просто таращат глаза, силятся изобразить какие-то чувства.

Если «Анна Каренина» будет иметь хоть десятую долю той химии, что присутствует между всеми актёрами в «Искуплении», то новая экранизация русской классики станет лучшей из всех существующих.
Действие фильма «Искупление» разворачивается за пять лет до начала 2-й мировой войны и в самом начале войны во время военной операции в Дюнкерке во Франции, где немцы блокировали британский экспедиционный корпус.

Самая первая сцена вводит нас в мир настоящей британской аристократии. На огромной территории загородного поместья томится от летнего зноя семейство Тэллис, мать с типичными для женщины-аристократки мигренями, старшая из сестёр Сесилия (Кира Найтли) изнывает от любви к собственному садовнику с оксфордским дипломом Робби Тёрнеру (Джеймс Макэвой), младшая, деятельная, стремительная, 13-летняя писательница Бриони (Сирша Ронан), её двоюродная сестра Лола (Юно Темпл) с мальчишками близнецами.

Нам показывают только один день из жизни семьи, начиная с раннего утра и заканчивая поздним вечером. Как много может случиться в течение одного дня. Для кого-то он тянется бесконечно, а вот Бриони едва поспевает. Ей надо не только дописать пьесу, но ещё и хоть раз прочитать все роли перед вечерним спектаклем, который она собирается показать перед своей семьёй и гостем, Полом Маршаллом (Бенедикт Камбербэтч).

Репетиция проходит вяло: близнецы и Лола в плохом настроении, их родители разводятся, и чтобы дети не мешались под ногами, их отправили к Тэллисам погостить. Бриони, у которой есть явный талант к писательству, наблюдает за всеми сразу, но особенно её интересует Робби, её первая любовь, и его странные, как ей кажется, отношения со старшей сестрой. Она слишком мала, чтобы понять, как эти двое стремятся друг к другу.

Из окна своей комнаты она наблюдает эротичную сцену, которая приводит её в полное смятение: она видит Робби и Сесилию у фонтана, на сестре прилипшая к телу рубашка, под которой ровным счётом ничего нет. Робби пытается отвести глаза, но это выше его сил. Потом ту же самую сцену мы видим в повторе, и мы понимаем, как отчаянно Сесилия провоцирует парня на то, чтобы он, наконец, признался ей в любви. Но для Бриони это область догадок и предположений, она уже вступила на скользкую тропу писательской фантазии и дальнейшие события как снежный ком только довершат придуманный сюжет.

За один день человечек с дикой необузданной фантазий сумел не только написать пьесу, но и стал режиссёром страшной драмы. Винить её трудно, в её руках оказалось слишком много нитей, а события так и толкали её сделать самый опасный выбор. Робби написал письмо Сесилии, где признался в любви, но до этого было другое письмо в несколько строчек с дерзкими словами. Листочки перепутались и вот уже он в смокинге, ухоженный, красивый, направляется на званый ужин к Тэллисам и, встретив по дороге Бриони, просит её передать письмо сестре.

Как только письмо перешло из рук в руки, и девочка бросилась выполнять поручение, он каким-то шестым чувством понял, что это не то письмо, которое можно отдать в чужие руки. Но Бриони это ветер, её не догнать. Дома, в тиши своей спальни она открывает незапечатанное письмо и с ужасом читает непотребное слово. Затем она входит в библиотеку и видит интимную сцену между Робби и Сесилий. И опять её романтическое представление о любви не даёт ей разобраться, что происходит, и Робби ей кажется грубым насильником. Поздно вечером не могут дозваться близнецов, которые явно убежали, чтобы привлечь к себе хоть каплю внимания и жалости. Все отправляются их искать, и Бриони, которой невероятно везёт на приключения, становится свидетелем сцены изнасилования Лолы, двоюродной сестры подростка. Она не видит лица насильника, но ведь все события дня вели к одному человеку, поэтому при допросе она с полной уверенностью показывает на Робби.

В одночасье Бриони решила судьбу нескольких человек и свою собственную. Игры закончились и началась суровая взрослая жизнь, в которой уже не было ни Робби ни Сесилии. Спустя четыре года мы уже видим 17 летнюю Бриони, здесь меня охватывает протест, потому что замена актрис пошла не на пользу фильму. Сирша Ронан настолько хороша и органична в роли Бриони, она центр притяжения, что трудно принять Ромолу Гарай, просто ни на секунду невозможно поверить, что так радикально изменилась главная героиня. Может, надо было рискнуть и состарить Сиршу при помощи грима или света, чтобы не терять целостности образа.

Игра каждого актёра заслуживает восхищения. Джеймс Макэвой, трогательно чистый, с мальчишеской робкой улыбкой, с надеждой на счастье появляется в первой части картины. Потом он выходит из тюрьмы с условием сразу отправиться на фронт во Францию, и на несколько минут он вырвался, чтобы встретиться с Сесилией, прощальный поцелуй, единственное, что им остаётся на этом свете. Кира Найтли играет девушку из высшего света безупречно, а потом в Лондоне под бомбёжкой и убогой съёмной квартире, она предстаёт совершенно в новом образе и понимаешь, как богата её актёрская палитра.

Вторая часть фильма полностью посвящена жестоким военным будням, события перемещаются из Лондонского госпиталя во Францию. На огромном пляже Дюнкерка британская армия ждёт эвакуации. Здесь же находится Робби Тёрнер, он тяжело ранен и только мысли о прошлой счастливой жизни приносят облегчение и помогают забыться. Военные сцены в Дюнкерке самые душераздирающие.

Страшно подумать, что от той солнечной сцены у фонтана и до кровавой бани на французской территории, прошло всего несколько лет, а герои уже стоят на пороге вечности: Робби, умирает в грязном ледяном подвале, а Сесилия в жуткой трагедии в метро. В конце фильма мы видим старую Бриони, известную писательницу, представляющую свою новую книгу. Её играет Ванесса Редгрейв, она даёт интервью журналисту, которого играет режиссёр Энтони Мингелла («Английский пациент», «Талантливый мистер Рипли»). Она рассказывает, как сломала жизнь самым близким людям и обрекла их на страдания, как вся её дальнейшая жизнь превратилась в искупление перед их памятью. И в книге, которую она написала, рассказана совершенно другая история, история со счастливым концом, ведь только в книге она смогла их сделать счастливыми.

Фильм оставляет глубокое впечатление, потому что заставляет думать над тем, как предательство сказывается на всей жизни. Джо Райт – великолепный рассказчик, он умело ведёт за собой не только в самые сокровенные сцены, но масштабно-эпические. В этом ему помогает замечательная команда актёров, и операторы, и изумительная музыка композитора Дарио Марианелли (“Джейн Эйр”)

трейлер фильма Искупление

Как вам пост? Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4 (1 оценок, в среднем: 4,00 из 4)
Загрузка...

7 комментариев to Искупление \ Atonement (2007) – режиссёр Джо Райт

  1. Dorohuncio:

    Только что посмотрела, невероятный фильм. Макэвой тут такой трогательный, ну просто обняться и рыдать :(.
    Забавы ради написанная строчка решила судьбу нескольких человек. Воистину, слово убивает. Напомнило роман Милана Кундеры “Шутка”.

  2. georgina:

    Ты поняла так, что слово, написанное Робби, решило судьбу всех?

  3. Dorohuncio:

    Ну в первой части фильма такой акцент на печатное слово сделан и этот стук пишущей машинки фоном. Конечно не слово само по себе но эта записка была уже точкой невозврата которая закрутила всю ситуацию.

  4. Фильм – достойный. Все в нем сделано на высочайшем уровне и игра актеров – потрясает (особенно силён МакЭвой). “Золотой глобус” не зря присужден (в последние годы эта награда достается более достойным фильмам, в отличие от “Оскара”). Отрицательные отзывы о фильме могу объяснить только неактуальностью для отзывающихся или отсутствием сострадания (такое, увы, бывает). Те, кто пережил (или переживает) в своей жизни любовь, разлуку и страдания, оценят фильм по достоинству. Как здорово, что в нас есть сострадание.

    • Dorohuncio:

      Где отрицательные отзывы?

    • georgina:

      Замечательные слова, очень тонко подмечено. И как это редко случается, когда экранизация поднимается до литературного шедевра – романа “Искупление” Иэна Макэвона, который назван в числе 100 лучших романов всех времён. К сожалению, я ещё не читала, но собираюсь, он есть в библиотеке.

  5. Фильм задевает “за живое”… Спасибо за статью. )) Нужно будет его пересмотреть…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *